Найти в Дзене
Аудиомания

Винил в цифровом мире: ответ от Pro-Ject, Sony и TEAC

Оглавление

Грампластинка – один из старейших носителей аудиозаписи, но и в наше время смартфонов, карманных плееров и облачных музыкальных сервисов она не теряет привлекательность для коллекционеров и настоящих поклонников аналогового звучания. А современные проигрыватели позволяют найти компромисс между эстетикой виниловых альбомов и удобством цифровых файлов.

Головка звукоснимателя Sumiko
Головка звукоснимателя Sumiko

Почитателей винила можно условно разделить на две большие категории: первые признают исключительно старый добрый аналоговый тракт, желательно с ламповыми компонентами, вторые же отдают должное коллекционной и художественной ценности виниловых альбомов, но при этом не собираются отказываться от удобства цифровых носителей.

Нередко представители второй категории стараются оставлять пластинки максимально сохранными, оцифровывая их для дальнейшего прослушивания, а сами виниловые раритеты пополняют музыкальную экспозицию на полках.

Именно для таких адептов сочетания старых и новых технологий выпускаются особые проигрыватели винила – со встроенным аналогово-цифровым преобразователем (АЦП) и фонокорректором. Они способны оцифровывать грамзаписи буквально «на лету», сохраняя их в компьютере с помощью специальных программ.

Дотошные читатели спросят: «А не проще ли сразу приобрести треки в цифровом виде?» Благо появилось немало онлайн-сервисов, где можно найти даже оцифрованные ретрозаписи. Однако коллекционеры нередко хотят получить в таком виде именно свой личный первопресс, а некоторые оригиналы и вовсе желают запечатлеть аутентичные и до боли знакомые шорохи и щелчки любимой пластинки. Многим ценителям к тому же доставляет удовольствие сам процесс преобразования звука.

Похожие, но разные

Мы рассмотрим три проигрывателя винила со встроенным блоком АЦП, которые располагаются в том потребительском и ценовом сегменте, когда уже можно говорить о полноценном Hi-Fi-звучании, но стоимость компонентов еще не переходит в разряд «кусачей».

Модель Pro-Ject Debut Carbon RecordMaster HiRes понравится тем пользователям, для кого проигрыватель ­– не только источник звука, но и стильная деталь интерьера. Его массивный стол из MDF особенно эффектно смотрится в красной глянцевой отделке, но столь же привлекательно выглядит в черном или белом варианте; консерваторам же приглянется оформление под орех. Добавьте сюда высокий матово-прозрачный акриловый опорный диск, а также карбоновый антирезонансный тонарм – и яркий образ завершен.

Проигрыватель Sony PS-HX500, напротив, предпочитает эстетику минимализма. Черный матовый корпус кажется особенно плоским из-за утопленного литого алюминиевого диска. Прямой алюминиевый тонарм того же цвета и минимум выступающих деталей только добавляют ощущения аскетизма.

На их фоне TEAC TN-4D старается выглядеть нейтрально и сбалансированно. Лаконичный стол, отделанный ореховым или черным шпоном, серебристые детали, включая S-образный тонарм, панель управления справа и обрамление опорного диска – все это выглядит традиционно, однако современно и не винтажно.

ММ-картридж Ortofon 2M Red
ММ-картридж Ortofon 2M Red

Но нам интереснее, как представленные модели справляются с оцифровкой. Устройство от Pro-Ject, пожалуй, наиболее дружелюбно к цифровому окружению: мало того, что встроенный АЦП способен выдавать сигнал в PCM до 24 бит/192 кГц и в DSD до DSD256 (11,2 МГц), так еще у проигрывателя предусмотрены сразу два цифровых выхода – USB и оптический. Последний дает возможность напрямую подключаться к некоторым активным колонкам (смотрите обзор с возможностью послушать на нашем YouTube канале).

DSD128 ­(5,6 МГц)
DSD128 ­(5,6 МГц)

Sony выдает сигнал с такой же дискретизацией в PCM и меньшей в DSD – до DSD128 ­(5,6 МГц). А проигрыватель TEAC и вовсе ограничивается PCM 16 бит/48 кГц, что примерно соответствует CD-качеству звучания. У этих двух устройств по одному цифровому выходу – USB (тип В).

ММ-картридж Sumiko Oyster
ММ-картридж Sumiko Oyster

Но мы не советуем всецело полагаться на числа в описании. Конечно, многие коллекционеры стараются оцифровывать записи с максимально возможным разрешением по принципу «запас карман не тянет», но стоит помнить, что на характер звучания также влияют особенности аудиотракта и характеристики аппаратуры для прослушивания музыки.

Здесь играет роль и предпочтительный сценарий использования вертушек. Можно предположить, что владелец TEAC большую часть времени станет проигрывать сами грампластинки, а возможностей оцифровки ему с лихвой хватит для портативного «карманного» использования. В свою очередь, способностей АЦП у Pro-Ject окажется достаточно для создания серьезной цифровой фонотеки, впрочем, как и у Sony.

Свой взгляд на исполнение

Каждый из представленных проигрывателей демонстрирует собственный характер. Sony скорее понравится молодому поколению – его звучание мелодичное, чуть «притемненное», с акцентом на проработке низких частот. Оно плотное, энергичное, а потому отлично подойдет для рок-музыки и электроники. Жанры, где требуется высокая детальность, например барочная камерная классика, подаются в интерпретации Sony на хорошем уровне, однако не столь убедительно.

Зато с такой музыкой преимущество получит Pro-Ject с его акцентом на средние и высокие частоты, что позволит выразительно подавать акустические инструменты и вокал. Классика, джаз, эстрада дадут возможность раскрыться этому проигрывателю с наиболее выгодной стороны, но и жанры потяжелее ему вполне по плечу, только оттенок у звучания окажется «светлым», пусть оно и будет с полноценными басами.

По характеру TEAC отчасти схож с Pro-Ject, но при высокой детальности он заметно нейтральнее и ровнее. Эта особенность способствует уверенной подаче практически любых жанров. Отсутствие выраженной яркости и аналитичный подход порадуют вдумчивых аудиофилов, но, возможно, кому-то захочется побольше эмоций.

И что дальше?

Покупка проигрывателя винила – это только первый шаг в увлекательный мир грампластинок. Нередко пользователи хотят изменить или улучшить характер звучания без замены самого аппарата.

-11

Самый очевидный способ повлиять на воспроизведение записей на виниле – замена головки звукоснимателя. Этот важнейший узел отвечает за преобразование колебаний иглы в электрический сигнал. Вариантов немало, и мы, конечно, не рассматриваем картриджи стоимостью в несколько сотен тысяч рублей (есть и такие), а считаем приемлемым потолком цену не выше половины стоимости самого проигрывателя.

-12

Из числа многих предложений отметим, к примеру, что штатную головку Sumiko Oyster можно заменить на куда более продвинутую родственную Sumiko Moonstone. А вместо картриджа Ortofon 2M-Red, идущего в комплекте с Pro-Ject Debut Carbon RecordMaster HiRes, установить дорогой и качественный Ortofon 2M-Bronze.

Следующий шаг – приобретение внешнего фонокорректора. Стоимости их бюджетных и топовых вариантов могут различаться в десятки раз, и здесь также надо соблюдать разумное соотношение цены и качества.

На рынке найдутся также и внешние аналогово-цифровые преобразователи, однако, если менять каждый встроенный элемент проигрывателя на сторонний, то теряется смысл приобретения устройства «все в одном», и тогда стоит задуматься о тотальной замене всех компонентов, что выходит за рамки нашего обзора.

Мы же считаем, что даже стартовая комплектация трех рассматриваемых проигрывателей предлагает высокое качество воспроизведения и преобразования сигнала, поэтому рекомендуем планировать апгрейд системы после детальной консультации с нашими экспертами. Пообщаться с ними можно на сайте в цифровой форме или по телефону. Информация о проигрывателях винила и сопутствующих компонентах доступна на нашем YouTube-канале. Задать вопросы вы можете и прямо на этой странице.