Английский инженер-изобретатель Джордж Стефенсон все детство провел возле деревянной колейной дороги длиной несколько миль возле шахт Ньюкасла, а позже стал ремонтировать и вносить изменения в применявшиеся на шахтах механизмы, в том числе паровую машину Ньюкомена. В 1814 г. Стефенсон построил свой первый паровоз, который, правда, растрясся от работы в первый же месяц, а вскоре второй, который получил название "Блюхер" в честь победителя в битве при Ватерлоо. В 1822 году он построил паровоз, который прослужил до 1903 года!
В 1823 году в Ньюкасле Стефенсон основал первый в мире паровозостроительный завод. Первым был выпущен паровоз "Актив", который очень быстро переименовали в "Локомоушн", по имени которого подобные тяговые транспортные средства стали называть локомотивами.
Стоктон-Дарлингтонская железная дорога — первая в мире железная дорога общественного пользования – открыта 27 сентября 1825 год. Протяжённость этой железной дороги составляла 40 километров, а ширина колеи 1435 мм (4 фута 8½ дюймов, так называемая «Стефенсоновская» или «нормальная колея») позднее стала неофициальным общемировым стандартом. Первым локомотивом для работы на дороге стал паровоз Джорджа Стефенсона Locomotion № 1. Первые 19 км пути были преодолены им за два часа. Самыми первыми пассажирскими вагонами стали переоборудованные вагонетки для перевозки угля, которые перевезли 600 пассажиров.
В 1833 году после модернизации на Стоктон-Дарлингтонской дороге появилась сигнализация, которая позже стала образцом для железных дорог.
Для выбора подходящего локомотива на дорогу Ливерпуль — Манчестер были проведены настоящие гонки, вошедшие в историю как Рейнхильские или "паровозные скачки". Гонки сыграли важное значение в истории паровозостроения, так как благодаря им удалось значительно поднять рейтинг паровозов в глазах общественности, а многие технические решения, принятые при создании паровозов-участников, использовались в конструкциях следующих поколений паровозов вплоть до 1960-х годов.
Победил в "скачках" паровоз "Ракета" конструкции все того же Джорджа Стефенсона. "Ракета" показала среднюю скорость 12 миль/ч (~19 км/ч) с грузом 13 тонн. При этом максимальная скорость достигала 30 миль/ч (48 км/ч), что сделало "Ракету" одним из самых известных механизмов в истории техники.
Статьи по теме: "Музей человеческого энтузиазма", "Нежелезная железная дорога", "Друг шахтера или подъем воды огнем", "И это тоже паровозы", "Поймай меня, кто сможет", "Паровозные скачки", "Воксал - это старинный увеселительный сад", "Колейные войны", "Переход с конной на паровую тягу как появление узкоколейных дорог", "Судьба российских узкоколеек", "Детская железная дорога"
Я вообще люблю путешествовать. По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима