Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Поймай меня, кто сможет

Идеей создания самодвижущегося экипажа серьёзно заинтересовался ученик Мердоха — Ричард Тревитик, который уже в 1797 году построил передвигающуюся по суше паровую повозку «Puffing Devil». Однако развитие сухопутных экипажей сдерживало неудовлетворительное состояние существовавших тогда грунтовых дорог, поэтому было решено поставить паровую повозку на рельсовые пути, которые более прямолинейны и прочнее. Первый в мире рельсовый паровоз был построен в 1801 году в городе Колбрукдэйл (том самом, где первыми появились рельсы), в честь которого и получил своё название.

Реплика «Puffing Devil», созданная членами Тревитикского общества. Демонстрируется в Корнуолле. Фото из открытых источников
Реплика «Puffing Devil», созданная членами Тревитикского общества. Демонстрируется в Корнуолле. Фото из открытых источников

В 1804 г. Ричард Тревитик получил первый в мире патент на паровоз. Это был уже второй его паровоз и назывался он «Пенидаррен» (валл. «Pen-y-Darren»), поскольку был построен на металлургическом заводе Пенидаррен в одноимённом городе (Мертир-Тидвил, южный Уэльс).
Год постройки 1803, а 21 февраля 1804 года «Пенидаррен» провёл первый в мире поезд на локомотивной тяге. Само понятие Локомотив - (аблатив лат. locus «место» + motivus, «сдвигающий») — самоходный рельсовый экипаж, предназначенный для тяги несамоходных вагонов – появится только через 21 год

Современная реплика паровоза Пенидарен , фото из открытых источников
Современная реплика паровоза Пенидарен , фото из открытых источников

Для пропаганды паровозов в Блумсбери (район Лондона), к югу от места, где ныне расположена железнодорожная станция Юстон, Тревитик построил за свой счет кольцевую дорогу в парке, где его третий паровоз, «Поймай меня, кто сможет» (англ. Catch Me Who Can), соревновался в скорости с лошадьми и перевозил людей ради развлечения. Часто к данному паровозу прицепляли небольшой пассажирский вагон, тем самым формируя первый в мире пассажирский поезд.

Паровоз Тревитика и кольцевая дорога-аттракцион для его демонстрации, акварель Т. Роулендсона
Паровоз Тревитика и кольцевая дорога-аттракцион для его демонстрации, акварель Т. Роулендсона

Паровоз достигал скорости до 19 км/ч (12 миль/ч). Основным недостатком паровоза оказался его высокий вес (8 т), из-за чего хрупкие рельсы, выполненные из чугуна, часто ломались, что приводило к сходу. Из-за этого инвесторов не нашлось, Тревитик разорился и умер в нищете.

Статьи по теме: "Музей человеческого энтузиазма", "Нежелезная железная дорога", "Друг шахтера или подъем воды огнем", "И это тоже паровозы", "Поймай меня, кто сможет", "Паровозные скачки", "Воксал - это старинный увеселительный сад", "Колейные войны", "Переход с конной на паровую тягу как появление узкоколейных дорог", "Судьба российских узкоколеек", "Детская железная дорога"

Я вообще люблю путешествовать. По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима