"Хранители", Алан Мур и Дэйв Гиббонс (1986-1987)
Работу эту позиционируют теперь не иначе как "самый известный графический роман всех времён", а Алана Мура она вознесла от звезды до полубога в комикс-сфере.
А в начале работы графический роман этот условно именовался авторами как "Кто убил Миротворца?" Только после года предварительной работы над ним появилось "Хранители". Кстати, этот перевод "Watchmen" взамен "Часовые" (или, к примеру, "Стражи") делает непонятными для нас множество отсылок к "часам судного дня", к капле крови в районе 11 часов на значке-смайлике, к граффити "Кто сторожит стражей?" и т.п.
"Карамельная" расцветка
В комиксе применены не свойственные жанру оттенки цветов - сложные, нечистые. Эта, как её называют "карамельная" расцветка комикса была осознанным художественным выбором авторов. Они ставили перед собой задачу привнести на страницы атмосферу всеобщего страха "Холодной войны" и ожидания Третьей мировой.
Удивительно, что поначалу шокировав читателей и коллег, эта гамма на многие годы стала примером для бездумного подражания в супергеройских графических историях. Аллан упрекал коллег: сколько ж можно жить в депрессивной унылой мрачности?
Одна большая шутка
"Хранители" полны чёрного юмора и чёрной же иронии - Мур опять шутил! Он пародировал супергеройские комиксы... Всё - "Просто одна большая шутка" (с)
Матрёшка
Вот ещё! Комикс внутри комикса! Этого не отмечает только ленивый. На страницах "Хранителей" мальчишка с нетерпением ждёт продолжения и с упоением читает "пиратский" комикс "Легенды Чёрной шхуны" - пародию Алана Мура на модный в те времена комикс "Остров сокровищ".
Это опять стёб такой по поводу снижения спроса на супергеройские комиксы и вытеснение их приключенческими, шпионскими и пиратскими.
Графический роман
В июле 1987 года выходит завершающий номер "Хранителей", а уже к концу года все выпуски "Хранителей" изданы отдельной книгой - графическим романом и продавались в книжных магазинах, а не специализированных магазинах комиксов. Комиксы перестали быть журналами и стали романами - авторскими, продуманными, завершёнными.
Экранизация
В 2009 "Хранители" экранизирован. Фильм оказался последовательно более жестоким, чем комикс - насилие там показано крупным планом и в шокирующих подробностях. Комикс также предполагал насилие, но обрывал сцену до...
Мур не принял этого фильма. Как и других, снятых по его графическим романам - "V - значит вендетта", "Лига выдающихся джентльменов" и "Из Ада". А вот Гиббонс фильм приветствовал! Хотя стоит отдать должное: благодаря выходу киноадаптации "Хранители" стали самым продаваемым графическим романом 2009 года! А в 2012 - продажи перевалили за двухмиллионную отметку!
Два издания
В моей коллекции эта книга представлена двумя изданиями на русском: "Амфоры" 2009 года и "Азбуки" 2014. Оба - СПБ, как понимаете, перевод обеих М.Юнкер и И.Смирновой.
"Десять отличий" можно разглядеть на моих фотографиях. Главные: издание 2014 года - увеличенного (альбомного) формата - рисунок и шрифт в кадрах полос крупнее и читабильней , в супере, с яркой печатью на глянцевой бумаге, развёрнутыми (для каждой главы) комментариями в конце книги, доп.материалами (набросками, эскизами, сценариями, вариантами обложек). Позиционируется издательством как "Самое полное издание в мире".
Издание 2009 года скромнее (примечаний к тексту одна страничка, никаких допов), зато цветность и размелованность красок, печать на матовой бумаге приближают к виду исторических журнальных выпусков комикса. Поэтому и живут у меня оба.
Месть DC Comics
Ещё до завершения работы над последним выпуском "Хранителей" - в начале 1987 года Мур публично объявил, что расстаётся с DC. Он счёл, что компании DC Comics давно уже пора перестать нещадно эксплуатировать творчество авторов комикса (продавать постеры, значки, фигурки и т.п.) и вернуть им контроль над "Хранителями"...
Через 25 лет, в 2012-2013 годах (у нас - в 2016-2017) компанией DC Comics вслед "Хранителям" были выпущены два приквела "Хранители. Начало". Первый - "Комедиант, Роршах, Красный корсар", второй - "Озимандия, Доктор Манхэттен, Ночная сова".
Ни Мур, ни Гиббонс к этим книгам отношения не имеют - работали современники. Со всем доступным им ныне арсеналом выразительных средств. Возможно, об этом стоит отдельно? И подробнее? Так и сделаю.
Мне показалось интересным
(из комментариев к русскому изданию 2014 года)
- Англо-американский фантаст Нил Гейман помогал Алану Муру в работе над "Хранителями", когда тот искал источники цитат или сведения о повадках сов.
- Полное имя Комедианта - Эдвард Морган Блейк - соединяет имена пиратов (ЭДВАРД Тич и Генри МОРГАН) и поэта (вдохновенный безумец Уильям БЛЕЙК).
- Роршах-Ковач. Его лицо прикрывает маска со сменяющими друг друга и расплывающимися "пятнами Роршаха" (тест, разработанный швейцарским психоаналитиком Германом Роршаком, 1895-1983). Чернильные кляксы, предъявляемые Ковачу доктором Малькольмом не настоящие пятна Роршаха, а вариации художника комикса Дэйва Гиббонса на их тему.
- "...погибших членов семьи нужно упаковывать в пластиковые пакеты для мусора и выносить из дома, чтобы их могли забрать". Подобные инструкции действительно распространялись во времена военной истерии начала 1950-х годов.
- Из толпы: "Вы из пожарного управления?" Лори: -"Нет, я тайная зазноба медвежонка Смоки". Медвежонок Смоки - эмблема Службы леса США (лесных пожарных).
- Почти все часы, изображённые на страницах романа, показывают без нескольких минут двенадцать - "часы судного дня" - символ напряжённости в международных отношениях эпохи "Холодной войны", символически отсчитывающие время до начала ядерной войны.
- Герои романа на его страницах нигде напрямую не названы "Watchmen" (Стражи, Часовые, Хранители).
- "Хранители" позиционируются авторами не столько романом про супергероев, сколько научной фантастикой, описывающей рождённый супергероями альтернативный мир.
- В композиции полосы (страницы) графического романа "Хранители" применена жёсткая сетка из трёх панелей, разделённых на три кадра каждая, всего из девяти кадров.
- Авторы частенько применяют в комиксе киношные приёмы. Например, постепенный переход от крупных планов к общему, постепенно внося в кадр подробности и детали. Или монтаж кадров через общие элементы: позы, предметы, цвет...
- Авторы исключили из своего комикса традиционные для этого жанра приёмы: текстовое обозначение звуков (бум, бах, трах, скрип и т.д и т.п.), иллюстрирующие динамику движения персонажей линии и схемы, поясняющие действия в кадре тексты и другие.
- Сценарии Мура отличаются чрезвычайной длинной и дотошностью описаний. Например, описание первого кадра комикса занимает страницу, а первой полосы (страницы) комикса занимает несколько страниц.
Все мои публикации об Алане Муре
- Маэстро комиксов
- Часы судного дня
- Не до шуток!
- Лига Её Величества. 1
- Лига Её Величества. 2
- Лига Её Величества. 3
- Лига Её Величества. 4
- Лига Её Величества. 5
- Элитное порно
- Придворный потрошитель
А в начале было Слово
UPD (26.10.2020)
Источник: "Комиксы в схемах и диаграммах"