Мечты жителей регионов о медицине онлайн, похоже, не сбудутся. Заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Кусайко не поддержала идею ставить пациентам диагноз через интернет без посещения врача. По мнению сенатора, дистанционная медицина несет в себе множество рисков. Однако для россиян, особенно в отдаленных регионах, подобные консультации доктора подчас являются едва ли не единственной возможностью получить медицинскую помощь.
«Не поддерживаю такую инициативу, как норму, кроме как отдельных, исключительных случаев, таких как условия чрезвычайной ситуации, так как возможность дистанционного установления диагноза без предварительного очного осмотра при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами или их законными представителями может нести существенные риски как для пациента, так и для врача», — заявила Татьяна Кусайко.
Она напомнила, что в настоящее время в Государственной думе находится на рассмотрении законопроект, наделяющий правительство РФ правом внесения оперативных изменений в порядки оказания медицинской помощи, в том числе с применением телемедицинских технологий во время чрезвычайных ситуаций.
Врачи неоднозначно относятся к возможностям телемедицины, однако признают: ее развитие необходимо, чтобы обеспечить россиян, особенно в глубинке, медпомощью.
Лечение по сети
История началась с того, что Министерство экономического развития РФ опубликовало проект о внесении изменений в федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан» в раздел, посвященный телемедицинским технологиям.
МЭР предложило исключить из закона часть, где для назначения лечения и постановки диагноза, а также для назначения дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента необходимо очное посещение врача, кроме случаев, отдельно определенных Минздравом РФ.
На сегодняшний день федеральным законом «О телемедицине» по телефону либо интернету можно получить только консультацию врача, который может собрать жалобы пациента и составить анамнез, однако окончательный диагноз можно получить только при очном посещении. Чиновники Минэкономразвития также предложили включить возможность подтверждения согласия на медицинское вмешательство не только через единую систему идентификации и аутентификации, но и с помощью биометрических данных, усиленной квалифицированной электронной подписи, сведений от операторов подвижной радиотелефонной связи и других способов, которые устанавливает правительство.
В Госдуме параллельно рассматривается законопроект, согласно которому в условиях чрезвычайной ситуации либо при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, правительство РФ наделяется правом устанавливать дистанционный порядок оказания медпомощи. Проект закона уже принят в первом чтении.
Минувшей весной глава Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Кирилл Варламов предложил в письме премьер-министру Михаилу Мишустину в связи с распространением коронавирусной инфекции ускорить принятие поправок к действующему законодательству, которые позволят врачам дистанционно ставить диагноз и выписывать рецепт в электронном виде.
Помоги себе сам
Очевидно, что запрос на телемедицинские услуги в России растет на глазах. По мнению специалистов, связано это не только с техническим прогрессом и повышением доступности интернета.
Чаще всего люди, особенно в отдаленных регионах и сельской местности, вообще не имеют физической возможности пропасть на прием к врачу. Если же речь идет о необходимости пропасть на прием к узкому специалисту, то тут вообще – пиши пропало! Как правило, их просто нет.
В России критически не хватает врачей. Данные о дефиците медицинских специалистов ранее впервые раскрыл Росстат. Согласно информации ведомства, наибольший дефицит медиков был зафиксирован в Камчатском крае – в регионе не хватало около 20 процентов вакансий врачей, медсестер и фельдшеров. Также медиков серьезно не хватает в Смоленской области – там свободными оказались ставки 18 процентов медицинского персонала. В целом по стране не заняты около 10 процентов ставок врачей и 4 процента ставок среднего медицинского персонала. Самая сложная ситуация складывается в службе «скорой помощи».
Терапевт Сергей Фролов рассказал Zamesу, что возможность получать медицинские услуги онлайн окажется востребованной: «Это удобно, оперативно и не очень дорого. Другой вопрос, что далеко не все консультации в таком режиме возможны и имеют смысл. Например, не всегда возможно представить консультации гинеколога или стоматолога».
Но например даже онкологи могут по показаниям местных врачей по видеосвязи составить вполне качественную картину анамнеза и лечения больных. Часты случаи, когда без таких консультаций людей просто калечили, не понимая как правильно ему помочь, особенно это касается хирургической онкологии.
По мнению Фролова, большое количество россиян вообще не получают квалифицированной медицинской помощи: «У нас по-прежнему широко распространено самолечение. Люди выискивают какие-то советы в интернете, просят помощи у родных, друзей. Это, конечно, совершено ненормальная ситуация, но она происходит отнюдь не от хорошей жизни».
То есть, главная проблема — доступность профессиональной помощи, а уж каким методом она обеспечена, менее важно. Хороший врач дистанционно может гораздо быстрее помочь людям, чем плохой врач, принимающий пациентов круглые сутки.
Недавно Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал результаты опроса об отношении граждан России к возможности получения дистанционной медицинской консультации посредством телефона или интернета. Выяснилось, что более половины населения информировано о телемедицине — таковых оказалось 62 процента Получали подобную консультацию дистанционным способом 8 процентов информированных россиян. Не исключают вероятность в будущем обратиться за консультацией по телефону 53 процента тех, кто слышал об этом. Причины, по которым участники опроса исключают для себя возможность обратиться за дистанционной консультацией, распределились по популярности следующим образом: личный осмотр обязателен (33 процента), сомнительное качество процедуры (13 процентов), отсутствие необходимости (10 процентов) или возможности обратиться (9 процентов).
Если сенаторы, которые вряд ли, конечно, лечатся онлайн, будут и дальше противодействовать этой инициативе, то россияне вряд ли дождутся возможности лечиться в онлайн-режиме на законных основаниях.