Найти тему
ПОРТАЛ СУБКУЛЬТУРА

Сцена, где постоянно крутят «демо»

Закрытая тусовка для самых рукастых юзеров BBS и интернета, а также ещё один артефакт из далёкого прошлого, оказавший большое влияние на современный геймдев и компьютерную графику в целом. Такими словами можно охарактеризовать демосцену – особую субкультуру компьютерщиков прошлых лет, для которых слово киберискусство имеет не последнее значение.

Демосцена – это сообщество энтузиастов от мира программирования и любителей видеоигр, занимающихся созданием «демо» (компьютерных программ, содержащих сюжетный аудиовизуальный ряд, который в реальном времени обрабатывается на компьютерном железе).

Немного о самом демо

Простыми словами демо можно описать, как видеоигру, в которую нельзя играть, а только лишь смотреть. Демо представляют собой эдакий ролик с компьютерной графикой, который не воспроизводится или проигрывается, а именно, что заново создаётся на базе мощностей того девайса, на котором это самое демо и было запущено.

Своими истоками демо восходит к тем временам, когда у разной электроники, например, музыкальных синтезаторов, была кнопка «demonstration» или «demo song», нажав на которую потенциальный покупатель мог прослушать демонстрационную мелодию и оценить технические возможности девайса.

История возникновения сцены

Демосцена появилась в 1980-х, когда домашние компьютеры перестали быть роскошью и стали намного доступнее. Сценеры, то есть люди, увлекающиеся созданием демо, изначально стремились продемонстрировать скрытые возможности на тот момент актуального, но технически очень ограниченного компьютерного железа. Разрабатывая сложное демо, с продвинутыми трёхмерными моделями и изощрённой музыкой, тем самым выжимая последние соки из слабых процессоров и аудиочипов, энтузиасты развивали свои навыки программирования и иногда добивались действительно впечатляющих результатов.

Со временем к сугубо техническому добавился ещё и эстетический компонент. Более поздние демо стали поражать не только ранее не показанным потенциалом старого компа, но ещё своей красотой и эстетикой. Потому, кстати, демосцену часто называют киберкультурой визуальных презентаций, а также настоящим проявлением киберискусства.

Расцвет демосцены пришёлся на первую половину 1990-х, когда компьютеры стали ещё доступнее, а сами сценеры могли делиться своим творчеством через интернет эпохи web 1.0. Во многом росту популярности демосцены поспособствовала другая – варезная сцена (площадка для распространения пиратского софта). Всё дело в том, что зачастую пиратские программы или игры во время своей установки показывали разное демо, подготовленное релизной группой. С приходом более мощных процессоров и чипов, ограниченный функционал старья стал восприниматься сценерами не как данность, а как главный челендж. Сходки энтузиастов перебрались из виртуального в реальный мир и получили название «демопати». Демопати представляли собой что-то вроде турниров, где участники должны были за ограниченное время создать наиболее впечатляющую демку.

Некоторые сходки имели по-настоящему большие масштабы и по своей атмосфере могли сравниться с современными киберспортивными турнирами.

Наследие

Хотя девиз сценеров, вы можете написать демо, на любом устройстве, которое имеет дисплей, остаётся актуальным даже сегодня, ведь в мире ещё найдётся пара-тройка умельцев, делающих впечатляющие штуки на морально устаревших железках. Всё же демосцену сейчас стоит воспринимать лишь как артефакт из прошлого. Идейно такими вещами уже почти никто не занимается, а компьютерная индустрия не стоит на месте. Ранним 3d сегодня никого не удивишь.

Тем не менее, сцена оставила своё наследие. Многие, кто раньше увлекался созданием демок, нашли своё место в крупных геймдев компаниях. Например, бывшая демогруппа «Relude», сейчас называется «Rovio», они же – разработчики крайне популярной игры на мобилки «Angry Birds». Финская студия «Remedy», подарившая миру культовые «Max Payne» и «Alan Wake» тоже состоит из бывших демомейкеров.

Принцип демонстрации возможностей современной компьютерной графики получил название «Techdemo» и теперь широко используется на крупных видеоигровых выставках.

Понравился материал? Подписывайся на канал!