Рада всех приветствовать! Вспомним ещё раз об экранизациях произведений русской классики. Не так давно я решила пересмотреть фильм "Володя большой, Володя маленький" (1985), снятый режиссёром Вячеславом Криштофовичем по мотивам одноимённого рассказа А.П. Чехова, и решила написать о нём. Казалось бы, ну, вышла молодая девушка замуж по расчёту назло кому-то за почти ровесника своего отца и мучается теперь. Но в этом фильме максимально реалистичная, тонко подмеченная история знаменитого писателя передана режиссёром в особой, свойственной ему манере нуара и какой-то невыразимой тоске.
Перед зрителем предстаёт унылый, серый провинциальный город, уже давно не обещающий ничего привлекательного и перспективного для его жителей. Соня - двадцатитрехлетняя девушка, красивая, утонченная, инфантильная, без "трёх рублей собственных в кармане" в девичестве. А сейчас она замужем за состоятельным пятидесятичетырехлетним полковником Владимиром Ягичем, Володей большим, давним приятелем своего отца. Соня пытается убедить окружающих и себя, что, прожив два месяца в браке, вдруг поняла, как страстно любит она своего "старика", который в один момент вдруг стал "прекрасным, лёгким и добрым". Но такой супруг, дорогие рестораны и тысячи, легко "брошенные на ветер", не приносят Соне желаемого счастья. Она чувствует, что опустошена.
Соню не оставляет в покое её давняя влюбленность в своего друга детства, Владимира Салимовича, Володю маленького, который догадывается о её чувствах, но она для него так и осталась" девочкой-соседкой". Он и не думал на ней жениться, имея такой успех у женщин уже с четырнадцати лет. Ясно осознав, что её мечта выйти замуж за любимого человека не сбудется никогда, Соня, которой надоело жить в бедности со своим отцом и выпрашивать у него деньги, отчаявшись и желая проучить Володю маленького, назло всем и ему особенно решается на "такие изменения в жизни". Салимовича такое замужество Софьи только позабавило и позволило ему думать о ней как о женщине "дурной".
В один из своих весьма тяжелых и гнетущих дней Соня, изображая истинное желание измениться к лучшему, просит молодого Владимира "научить её жить" правильно, но вдруг не выдерживает напора своих эмоций и признается ему в любви. Он же, воспользовавшись тем, что в замужестве своём Софья Львовна так очевидно несчастна, делает её своей любовницей. Она воспринимает произошедшее за проявление искренних чувств Владимира и возможность изменить свою жизнь к лучшему с дорогим для неё и по-настоящему любимым человеком. А он после того, как получил то, что хотел, смотрит на Софью и мысленно сравнивает её с "собачкой, которая ждет, что ей кинут кусочек ветчины"...
Поначалу Софья чувствует себя окрыленной, искренне радуется каждому дню, будучи уверенной в скором оберетении долгожданного счастья. Но молодой Владимир, как это подобает "интеллигентному человеку", очень скоро напоминает Софье Львовне, что они прежние друзья, давая понять, что между ними не может быть ничего серьёзного, т.к. менять свой привычный образ жизни ради неё он не намерен. Вообще, такой человек не достоин чувств Софьи. А ей остаётся мириться со своим положением. Впереди Соню ожидают тоскливые будни с немолодым и нелюбимым мужем. Осуждаю ли я поступки Сони? Нет. Скорее всего, только сочувствую, впрочем, как и большинству чеховских героев, которые в большинстве случаев предпринимают весьма неумелые попытки изменить свою жизнь...
Благодарю за внимание!