Ну, и чтобы закончить с "Хранителями" Алана Мура и Дэйва Гиббонса, расскажу о выпущенных DC Comics через 25 лет после "Хранителей" книгах, к которым ни Мур, ни Гиббонс не имеют никакого отношения.
"Хранители. Начало" - приквелы
Предупреждаю сразу: много, очень много букв! Потому что речь пойдёт сразу о двух, достаточно толстых книгах, содержащих по три графических романа каждая...
В начале 1987 (ещё до выпуска "Хранителей" графическим романом) Мур публично объявил, что расстаётся с DC Comics - он решил, что те его предали. Только в 2011 году выяснилось, что дело было не в деньгах, их было предостаточно. Просто Мур счёл, что контроль над "Хранителями" компании DC Comics давно уже пора было бы вернуть авторам, а она их творчество продолжает нещадно эксплуатировать. Оказывается, ему не давало покоя то, что DC, не делясь с ним, постоянно выпускала и продавала... значки, постеры, скульптурные миниатюры персонажей и прочую сувенирку по вселенной "Хранителей"...
Ах, ты вот так вот, Алан Мур?!! Получи! В 2012-2013 (у нас - в 2016-2017) DC Comics выпустила два приквела "Хранители. Начало". Первый - "Комедиант, Роршах, Красный корсар", второй - "Озимандия, Доктор Манхэттен, Ночная сова". Повторюсь: ни Мур, ни Гиббонс к этим книгам уже никакого отношения не имели - работали другие авторы, со своими тараканами и всем доступным им ныне арсеналом выразительных средств. Эти графические истории не похожи на первоисточник. Да, конечно, очень интересно узнать что-то новое об одиозных персонажах "Хранителей", но...
"ХРАНИТЕЛИ. НАЧАЛО: Комедиант, Роршах, Красный корсар"
КОМЕДИАНТ
Сценарист Брайан Аззарелло ("100 пуль") и художник Джей Джи Джонс ("Особо опасен") весьма вольно обошлись с сеткой страницы: то она трёхпанельная (как в оригинале), то четырёх, то пяти, то с дополнительными врезками (даже с какими-то овальными), а то и с диагональными панелями... Винегрет. Так веселее? Дабы не нарушать авторских прав Мура и Гиббонса? Возможно. Рисунок хороший - классический, без никаких стилизаций, с "по американски" усиленной тенями контуровкой, кадр насыщенный, многофигурный, со сложными вторыми планами - настолько сложными, что даже устаёшь от этого.
История? Ну, про дружбу Комедианта с братьями Кеннеди, покушения, войну во Вьетнаме... Ощущение такое: авторы... забыли о том, что в первоисточнике-то всё происходит в некой иной, отличной от нашей реальности... Ну, тупо изменили даты реальных событий. И всё. Ничего нового к истории и образу Комедианта сюжет не добавляет. Короче - унылый боевик, не шедевр .
РОРШАХ
Брайан Аззарелло - сценарист, Ли Бермехо ("Джокер", "Лютор") - художник. Авторы опять вовсю эксплуатируют "Дневник Роршаха". Тот отстучал его... на пишущей машинке - в пику рукописному в ежедневнике Молескин из оригинальной истории. Получается в "Хранителях" Мура Роршак резко отупел? Сетка преимущественно трёхпанельная. Графика псевдотридэшная, с изобилием складок на одеждах и деталей фактуры лиц. Задники (интерьеры, улицы) трёхмерные. Колорит мрачен и зловещ. Роршах похож на себя канонического, но не так ярко рыж . На утреннем омлете Роршаха вдруг появляются капли кетчупа, напоминающие кляксу крови на жёлтом значке со смайликом - лейтмотив "Хранителей" (ох, Мур, наверное, злился!) И да, опять же в отличие от первоисточника, изобилуют всяких там "хрясь", "хак", "бамс", "хрусть", "трататата", "бах" и "бабах".
История? Роршах в одиночку охотится на серийного убийцу женщин. Пожалуй, поинтереснее предыдущей истории, но не дотягивает до первоисточника.
ПРОКЛЯТИЕ КРАСНОГО КОРСАРА
Лен Уэйн (ветеран комикс-индустрии - работал над "Росомахой", "Новыми людьми Х" и "Болотной тварью") и Джон Хиггинс - сценаристы, Джон Хиггинс (один из колористов "Хранителей") - ещё и художник. Графика хорошая, практически монохромная, весьма традиционная для комикса.
История? Треш, мало связанный с историей "Чёрной шхуны".
"ХРАНИТЕЛИ. НАЧАЛО: "Озимандия, Доктор Манхэттен, Ночная сова"
ОЗИМАНДИЯ
Опять сценарий Лен Уэйн, графика Джэ Ли ("Тёмная башня: рождение стрелка"). Самый крупный из всех приквелов - чуть меньше половины тома. Панели крупные, со стильным рисунком без традиционной контуровки, задними планами не перегружены - считываются легко. Практически на каждой полосе применены круглые или полукруглые кадры-врезки, что не часто встретишь в комиксах. В отличие от первоисточника, опять же, в сценах поединков авторы возвращаются к древнему комиксному приёму: текстом описывают действия персонажей в кадре. Опять капли крови как лейтмотив - во всех заставках к главам. И да, стилизованный рисунок очень напоминает... первые книги серии комиксов "Тёмной башни".
История? О детстве и становлении Адриана Вейдта, строительстве базы в Антарктиде, освоении уединённого острова, заселении его писателями, художниками и учёными... Далее - изложение уже известных нам по "Хранителям" событий, вплоть до убийства Комедианта. Присутствует генномодифицированная кошка-рысь Вейдта - Бубастис, Правосудие-в-капюшоне, Молох и Комедиант, доктор Манхэттен и его девушка Джейни Слейтер, Джон Кенеди и Мерелин Монро. Вскользь упомянуты Роршах, Ночная Сова, капитан Метрополис, Мотылёк и президент Рональд Рейган. Меня замонал "фирменный гордиев узел" Вейдта, которым он связывал недобитых преступников. Ну, не знаю. Кроме нескольких специально подстроенных смертей слишком осведомлённых в планах Вейдта людей ничего нового.
ДОКТОР МАНХЭТТЕН
Сценарий Дж. Майкл Стражински ("Супермен", "Чудо-Женщина"), графика Адам Хьюз ("Лига справедливости"). Сетка разметки страниц, вроде, регулярная, схема привычная. Рисунок - классический для комикса, с контуровкой. Колорит - мрачный, практически нет белого! Все из-за того, что рисунки выполнены как бы на тонированной бумаге: бежевой, кремовой, серой... Даже бабблы (диалоговые пузыри) чисто белыми становятся крайне редко - только при необходимости смыслового выделения заключённых в них фраз.
История? Похожа на поток сознания Джона Остермана, хаотично мечущегося между его детством, юностью, настоящим, похоронами и будущим, между Землёй и Марсом. Сплошные неопределённости, квантовые вероятности в итоге схлопывающиеся в одну реальность. Есть несколько страниц-перевёртышей, которые, как мангу, надо читать задом наперёд. Забавно. Что нового к портрету героя? Несколько душещипательных сцен из детства.
НОЧНАЯ СОВА
Опять сценарий Дж. Майкл Стражински, карандаш Энди Кьюберт ("Люди Х"), тушь Джо Кьюберт ("Сержант Рок") и Билл Сенкевич ("Электра: Ассасин"). Сетка трёх-четырёх-панельная. Рисунок традиционный.
История? Трудное детство Дэниэла, как обычно. Первая Ночная сова, передача эстафеты, Леди Сумрак. Роршак ещё напарник Дэниэла, хотя в первоисточнике он уже "всегда работает один". Вся история о том, что было до выхода Роршака на улицы с плакатом "Конец близок" в канонических "Хранителях". Пожалуй самый серьёзный и информативный из рассмотренных здесь приквелов.
Итог
Такое ощущение: авторы этих работ сговорились - дословно воспроизводят одни и те же диалоги и отдельные ключевые сцены из канонических "Хранителей", отыгрывая их графически от лица заглавного персонажа своей истории. Метод, проверенный ещё кружковцами-лавкрафтовцами: писать о ранее выдуманном почаще в книгах разных авторов - читатель примет это за доказательство реальности мифа. Так был создан мир Ктулху и вся вселенная Лавкрафта. Вот и эти туда же.
Вывод. Книги эти могут быть интересны уже знакомым с "Хранителями" Алана Мура и Дэйва Гиббонса (например, мне), однако, до шедевральности первоисточника они не дотягивают. Мур может спать спокойно.
Все мои публикации об Алане Муре
- Маэстро комиксов
- Начало конца?
- Не до шуток!
- Лига Её Величества. 1
- Лига Её Величества. 2
- Лига Её Величества. 3
- Лига Её Величества. 4
- Лига Её Величества. 5
- Элитное порно
- Придворный потрошитель