Найти тему

Портрет Леопольда Вайса, который был проклят отцом, и полностью изменил свою жизнь ради любви.

Мухаммад Асад.
Мухаммад Асад.

Бывает, что не человек выбирает свой путь, а как будто путь выбирает человека. И настолько прихотлив этот выбор, что кажется никак не может подобного быть! Но вот человек, и вот история его жизни, и то, что представляется нам неосуществимым - сделано, а то, чего никак не могло случиться - произошло.

Герой нашего портрета Леопольд Вайс ( 1900 - 1992 гг.), родился в городе Львове, в религиозной и солидной еврейской семье. Он так красиво описывает мир, который окружал его в детстве, что не могу не процитировать его самого:

...Моё раннее детство прошло в польском городе Львове... в тихом и благородном доме, таком же тихом и благородном, как и улица, на которой он стоял; длинная улица с некой пыльной элегантностью, огражденная каштанами и выложенная деревянными брусками, приглушавшими стук лошадиных копыт, превращая каждый час дня в ленивый полдень. Я очень любил эту чудесную улицу не по-детски осознанно и не только потому, что на этой улице стоял мой родной дом; мне кажется, я любил её за атмосферу той благородной сдержанности, с которой она текла от беззаботного центра самого беззаботного из городов к безмятежности пригородного леса и таившегося в нём огромного кладбища...

...Это было счастливое детство, которое радует даже по прошествии многих лет. Мои родители всегда жили в комфортных условиях; они жили в основном ради своих детей. Благодушие и невозмутимое спокойствие моей мамы в какой-то степени повлияли на то, как легко мне удавалось адаптироваться к незнакомым и временами враждебным условиям, а вот внутренняя неугомонность моего отца, вероятно, перешла ко мне...

Отец Леопольда был преуспевающим адвокатом, и сыном раввина. Мать - дочерью банкира.

Беньямин Вайс, черновицкий раввин, дед Леопольда Вайса.
Беньямин Вайс, черновицкий раввин, дед Леопольда Вайса.

Долгое время жизнь Леопольда складывалась как жизнь типичного представителя его круга. Он с юных лет изучал святые книги иудаизма, иврит и арамейский язык, хотя его родители не были сильно религиозными людьми. Сам он тоже воспринимал иудаизм скорее как нечто ритуальное, то, что не затрагивает сердца, но то, что необходимо выполнять. Семья много путешествовала, и, еще ребенком, Леопольд в поездках по разным странам открывал для себя новые, удивительные миры.

Молодой Вайс был возвышенным патриотом Австро - Венгрии. В 14 лет он сбежал на фронт, обманом прибавив себе 2 года. Его настоящий возраст, тем не менее,был раскрыт, и мальчика вернули в родительский дом. Этот поступок уже тогда показал особенности его характера - романтизм и решительность. Через 4 года его все таки призвали в армию, но война скоро завершилась, и он так и не успел поучаствовать в настоящих боях.

С деньгами и положением его родителей и с его собственной богатой природной одаренностью, перед ним были открыты любые двери. Но на поиски единственно важной он потратил годы своей молодой жизни. В 18 лет мы видим его студентом Венского университета. Он изучает психиатрию, потом философию, потом поступает на отделение истории искусств... Вдруг все бросает - и вот он уже в Берлине, в богемных кругах, помощник знаменитого режиссера. Но вновь не то... Ему никак не удается проявить себя.

Леопольд Вайс в юности.
Леопольд Вайс в юности.

И вот однажды, когда он работал всего лишь телефонистом в одной из крупных берлинских газет, знакомый портье гостиницы сказал ему, что у них инкогнито остановилась жена знаменитого пролетарского писателя Максима Горького Екатерина, которая прибыла в Берлин с тайной миссией собрать средства для голодающих Поволжья. Вайс бросился в гостиницу. Он сумел так очаровать Екатерину Пешкову, что она дала ему потрясающе откровенное интервью о страшном голоде в России. Леопольд получил уникальный материал, и смог уговорить печатников рискнуть и поставить его статью в утренний выпуск газеты. Интервью произвело впечатление разорвавшейся бомбы! Вайс получил одновременно выговор начальства и повышение. Теперь он стал репортером. Всю последующую жизнь писательство будет его основным делом и основным заработком.

Екатерина Пешкова.
Екатерина Пешкова.

В 1922 г происходит событие, кардинально изменившее всю его жизнь. Вайс, уже довольно известный репортер, получает приглашение от своего дяди, приехать к нему в Иерусалим погостить. Он соединяет приятное с полезным: принимает предложение о сотрудничестве от одной из ведущих немецких газет, и отправляется на Ближний Восток не только в гости, но и по делу - как корреспондент. Вайс писал репортажи из Палестины, проникался местной обстановкой, смотрел на евреев, смотрел на арабов, и... вдруг понял, что арабы ему нравятся, а евреи наоборот. Взгляды дяди, который был сионистом, и его окружения оказались ему максимально чужды, что привело к разрыву с родственниками.

В следующие годы ситуация только усугубляется. Вайс много путешествует по мусульманскому Востоку, много пишет о нем, восхищается арабскими лидерами, и становится их другом... Одновременно, он, чистокровный еврей, выступает в своих статьях против сионизма, считая эту идеологию опасной как для арабов, так и для евреев.

Постепенно он все больше проникается симпатией к мусульманам, и начинает изучать ислам, пытаясь понять природу людей, так непохожих на европейцев, и так нравящихся ему своим стилем жизни.

Вайс в Палестине в 20-е годы.
Вайс в Палестине в 20-е годы.

Вот, что он сам говорит об этом:

...Меня привлекла прекрасно слаженное сочетание нравственных учений и практической жизненной программы. Даже сейчас мне сложно сказать, какой аспект мне нравится больше остальных. Для меня ислам – это архитектурный шедевр: каждый элемент строения идеально дополняет другой, все на своем месте, ничего лишнего, абсолютная гармония.  Вероятно, это и оказало на меня наибольшее влияние. Сейчас я не помню всего, что подействовало на меня, но это была любовь. А у возникновения любви, как известно, несколько причин: наше желание и одиночество, высокие цели и недостатки, сила и слабость… Так было со мной. Ислам пришел как вор – незаметно, ночью, но в отличие от вора, он пришел с добром.

С тех пор я старался узнать об исламе как можно больше, изучал Коран и Сунну пророка Мухаммада  (мир ему и благословение Аллаха), язык ислама и его историю, высказывания об исламе и против него... Изучения и сопоставления убедили меня, что ислам, как социальное и духовное явление, не смотря на недостатки, привнесенные людьми, остается величайшей движущей силой человечества...

Мысль, к которой он пришел можно передать так: Ислам дает рецепт совершенного общества. Мусульманские страны живут не в совершенном обществе, потому что они отдалились от ислама. Религия, которую они исповедуют это тело без души.

Цель, которую он перед собой теперь увидел - восстановить первозданное значение ислама в мусульманском обществе. Внук раввина становится убежденным исламским радикалом.

В 1926 году он возвращается в Берлин и женится там на талантливой художнице, вдове, которая была старше его на 15 лет, но разделяла его взгляды. От первого брака у нее был довольно взрослый сын, и они все вместе начинают изучать ислам. Европа после Востока кажется Вайсу местом необыкновенно скучным и вялым. Он страдает и мечтает о возвращении.

Однажды, вместе с женой, Леопольд ехал в метро, и обратил внимание на богато одетого мужчину. Мужчина явно материально процветал, но лицо его было скорбным. Там же он увидел дорого одетую даму. И тоже не было радости в ее глазах. Он оглянулся вокруг - везде были благополучные с виду люди с несчастными и тоскливыми лицами. Он обсудил свое наблюдение с женой, и они пришли к выводу, что в погоне за богатством люди упускают нечто очень ценное. Дома, на столе, он увидел книгу Корана, которая была открыта на странице, как бы дающей объяснение увиденному: ...Вы полны желания иметь больше и больше до тех пор, пока не дойдете до своих могил. Если бы вы только знали это, вы бы наверняка увидели ад, в котором находитесь... Потрясенный Вайс решил, что это был данный ему знак свыше, и в эту секунду решил принять ислам, что и было сделано через несколько дней в присутствии свидетелей им, его женой, и ее сыном.

Узнав об этом, от него отказался отец (мать умерла в 1919 году). Он больше никогда не видел его и не имел возможности примириться. Его отец и мачеха погибли позже в концлагерях.

Здесь надо сказать, что для той эпохи, между Первой и Второй мировыми войнами, была характерна ситуация, когда многие европейцы испытывали кризис мировоззрения. Решали они эту проблему практически аналогично. Иудеи переходили в христианство, христиане принимали ислам, но до Вайса не было ни одного европейского еврея, который бы стал мусульманином.

Леопольд взял новое имя - Мухаммад Асад (Асад — в переводе с арабского «лев», что эквивалентно прежнему имени Леопольд), и вместе со своей семьей отправился в хадж в Мекку.

В новом образе.
В новом образе.

В 1927 году, во время хаджа умерла его жена, а ее родители забрали внука. Мухаммад остался один, но продолжил изучать арабский язык, Коран, обычаи Аравии. В библиотеке Мекки он познакомился с саудовским принцем Фейсалом. После этой встречи его пригласили на прием к королю Абдул-Азизу Аль Сауду, основателю молодого тогда государства Саудовской Аравии, с которым они прониклись взаимной симпатией. Мухаммад остался в Аравии на шесть лет – он посвятил их изучению ислама. Арабский он выучил без всякого труда, стал советником короля Сауда и его секретным агентом. Так же он обзавелся новой семьей, женившись на дочери одного из местных шейхов.

Во время жизни в Саудовской Аравии.
Во время жизни в Саудовской Аравии.

У них родился сын Талал ( потом стал известным ученым - антропологом, профессором университета в Нью - Йорке). Однако хорошие отношения с саудовским королем дали трещину. Дело в том, что Сауд стремился сделать свою страну более современной и европейской, а вот Асаду это не нравилось. Он считал, что большая власть короля дает отличные шансы для возрождения и распространения настоящего ислама. В его глазах король стал монархом, забывшим истинные ценности своей религии. На этой почве они расстаются. Причем, по некоторым данным, Асад был вынужден бежать чуть ли не ночью, вместе с семьей. Далее он опять путешествует по Востоку, завернув, в том числе, в советский Туркестан, и убедившись, что там нет места правоверному мусульманину, наконец, в 1932 году оседает в Индии. В тот период страна была британской колонией. Там он присоединился к борьбе мусульман за независимость Пакистана.

Асад учит урду, и начинает выпускать одну из первых газет на этом языке. Он был очень близок к создателям государства Пакистан, и, когда оно все таки было создано (в 1947 году), принимал активное участие в написании его конституции.

-8

С 1951 года он становится представителем Пакистана в ООН. И тут... влюбляется. В польскую иммигрантку Полу Казимирскую. Арабскую жену он отсылает обратно к ее родителям. Возникает скандал. Не дожидаясь, когда его выгонят с должности, Асад сам подает в отставку. С Полой, кстати, он прекрасно прожил следующие 40 лет. Стоит ли упоминать, что она тоже приняла ислам.

После отставки, Мухаммад Асад 20 лет жил в Танжере (Марокко), был профессором Каирского университета Аль-Азхар, писал научные труды, воспоминания. 17 лет он посвятил переводу Корана на английский язык. В литературном плане это получился прекрасный перевод. Но вот в Саудовской Аравии, к примеру, его запретили как слишком либеральный. Тем не менее, сам Асад считал эту работу главным делом своей жизни.

В 1954 году он написал проникновенную и убедительную книгу Путь в Мекку. Книга имела огромный успех и была переведена на много языков. Она известна, в частности, еще и тем, что многие ее прочитавшие, и очарованные рассказами автора, тоже принимали ислам. Одной из иаких восторженных читательниц стала Маргарет Маркус, американская еврейка, поменявшая имя на Мариям Джамиля. В середине 1950-х гг. она покидает США и отправляется в Пакистан, где становится известным идеологом исламского фундаментализма.

К концу жизни Асад пришел к выводу, что исламский мир интеллектуально самоизолировался, и стал высказываться критически в отношении его. В итоге книги Асада были в Марокко публично сожжены. Тогда он уехал в Европу где и умер в южной Испании в 1992 году. Похоронен в Гранаде на мусульманском кладбище.

Такая вот жизнь человека не знавшего покоя - нашедшего свой идеал, но не нашедшего людей, способных воплотить его в жизнь...