Найти тему
Ник Вольт

По следам 23 трамвая, или зловещий Химпром...

Здравствуйте, дорогие друзья! Так уж сложилось, что меня манит, влечëт к себе, притягивает словно магнит, черниковская промзона, состоящая не только из нефтехимических громадин, но и бесчисленных остатков разного рода больших и малых предприятий, заводов, складов и тому подобное, напоминающих о былой индустриальной мощи нашей некогда прекрасной Уфы, а теперь представляющих из себя если не ржавый пояс, то "ржавую шапку" на карте города. Мне нравится бывать там, я могу проехать просто так, могу погрустить на троллейбусном заводе, покормить собачек на ламповом, просто остановиться рядом с бирским трактом в лесу, достать термос, вслушаться в этот шум, прочувствовать этот запах уходящей (в мире, а не в отсталых странах) нефтяной эпохи (не подумайте, я не токсикоман), могу заглянуть в столовую какой-нибудь ТЭЦ или Уфаоргсинтеза. . .

Но сегодня я решил не углубляться далеко, а посмотреть, что представляет из себя бывшее трамвайное кольцо на Инициативной, представить, когда наша химическая промышленность бурно развивалась, трудящихся необходимо было подвозить и увозить с работы, для чего и была проложена линия от улицы Донского по Инициативной.

Где-то вдали там Донского.
Где-то вдали там Донского.
А где-то там зловеще притаился Химпром.
А где-то там зловеще притаился Химпром.

Да, до него ещё достаточно далеко, но уже чувствуются едкие испарения отравленной земли, словно напоминание о той далекой аварии, о том, что сотни тонн и кубометров химикатов и ядовитых отходов никуда не делись, а грунт пропитан всей таблицей Менделеева глубоко вниз.

Конечно, на такой вредный завод нужен был экологичный транспорт. Им стал трамвай. Ширилось, развивалось производство, и неутомимые вагончики бегали здесь туда-сюда.

Пройдëм еще немного...
Пройдëм еще немного...

Чем дальше на север, тем отчетливее ощущается мрак и атмосферность тех мест... Я хочу найти артефакты трамвайной линии, убранной много лет назад, возможно, что-то сохранилось?

Едкие вещество на фоне развала.
Едкие вещество на фоне развала.

Похоже, трамвайное кольцо было совсем рядом!

Точно!
Точно!

На заброшенных фонарях, где давно нет силовых проводов, остались пряжковые изоляторы!

ВЛ-110кВ на ПС "Донская".
ВЛ-110кВ на ПС "Донская".

Да, именно тут рельсовые пути и плавно закруглялись в кольцо!

Кольцо было тут.
Кольцо было тут.

Сейчас же в данном месте логово маршруток.

Сохранился даже кусочек несущего троса!
Сохранился даже кусочек несущего троса!

Немало лет прошло с тех пор! А что же там за забором?

Залазное место!
Залазное место!

Пролезу и я, может быть, мне улыбнëтся удача и я найду прожектор с большой Уфимской лампой!

Склад бочек и заброшенной техники.
Склад бочек и заброшенной техники.

ЗиЛ-130 всегда ассоциировался у меня как с трудовыми подвигами СССР, так и бесславной кончиной легендарного автогиганта, когда великий завод тоже стал "ржавым поясом"...

ТП и куча мусора...
ТП и куча мусора...
Остатки труб и непонятных тележек
Остатки труб и непонятных тележек
Какие-то склады.
Какие-то склады.

Тут уже стояли диодные прожекторы... Облом. Заброшенные корпуса кто-то приспособил под склады, заткнув разбитые окна фанерой.

Милый котëнок!
Милый котëнок!

Нашëлся и прожектор, но лампа там уже была компактная, если так можно выразиться, люминесцентная.

Тут был автосервис.
Тут был автосервис.

Похоже, многочисленные некогда пазики, ремонтировали прямо тут.