Салют! У большинства зрителей отечественные экранизации романа "12 стульев" обычно ассоциируются с образами Бендера, Кисы, Эллочки и мадам Грицацуевой. Я же хочу сейчас обратить внимание на второстепенный, но такой весьма занятный персонаж, а именно жену московского друга Бендера, Елизавету Калачеву. Тем более, что в фильмах Гайдая и Захарова эти героини получились очень разными, если не сказать, противоположными друг другу, благодаря типажам исполнительниц этой роли и режиссёрскому видению характера Елизаветы.
Когда-то я прочла, что Леонид Гайдай изначально планировал взять яркую и энергичную Наталью Варлей на роль Эллочки Щукиной, но стоило актрисе надеть светлый парик, как она тут же превратилась в Лизу Калачеву. У Варлей и в постановке Гайдая Лиза получилась девушкой жизнерадостной, бойкой, общительный, открытой, не желающий мириться с притворным увлечёнием любимого мужа вегетарианством. Такой и позволительна ссора с ним, если ей так хочется бутерброд с колбасой.
Задорная и простая, в своём полуспортивном, ещё более подчеркивающим её молодость платье, Лиза Натальи Варлей в обществе стареющего прелюбодея Ипполита Матвеича смотрится ещё более цветущей. Конечно, девушка с таким темпераментом, знающая только "пролетарского поэта" Маяковского, никак не может быть любовницей Воробьянинова и даже не будет смотреться в этой роли.
После Натальи Варлей было очень неожиданно увидеть Лизу в исполнении актрисы Татьяны Божок, которой, как мне кажется, всегда доставались роли одиноких, печальных, никому не нужных и обиженных на жизнь героинь. В интерпретации Марка Захарова у Татьяны Божок Лиза Калачева получилась более приближенной к книжному образу. Она мягкая, спокойная, наивная, даже немного инфантильная, "небесное создание", которое не привыкло открыто спорить с мужем. Такой Лизе как раз удобнее говорить "драматическим шёпотом", чтобы не быть услышанной сеседями.
Здесь Воробьянинов смотрит на "девочку" Лизу, как кролик на удава. А она покорно соглашается встретиться с ним, а позже убегает из ресторана, скорее, не из чувства неприязни к напившемуся псевдоученому, как Лиза Натальи Варлей, например, а от страха и стыда и беспомощности в сложившейся ситуации.
Пожалуй, я соглашусь с режиссёром в том, что эта Лиза подходит на роль возлюбленной искушенного бысшего предводителя дворянства. А если ещё девушку со вкусом нарядить, то из неё вполне может выйти притягательная светская дама, с которой не стыдно пить "редереры в отдельных кабинетах", но вряд ли Лиза на это согласится...
Каждая из двух актрис показала свою Лизу, и никто из них не хуже и не лучше. Но лично мне более симпатична Лиза Калачева в исполнении Натальи Варлей.)
Благодарю за внимание!