Найти тему
Мир цирка

Юлия Осипова: "Я уверена, что цирк – это моя судьба, люблю цирковое искусство с детства. "

Фрагмент музейной коллекции (фото  из интернета)
Фрагмент музейной коллекции (фото из интернета)

8 августа День рождения, одного из моих самых любимых мест в Санкт-Петербурге - Первого в мире музея циркового искусства , ему исполняется 92 года! Поздравляю и желаю новых интересных экспонатов, событий и, конечно же, любознательных гостей! Всем, кто еще не побывал в музее, очень советую это сделать, вы сможете легко совместить экскурсию с посещением представления, ведь музей расположен в здании цирка на Фонтанке. Коллекция насчитывает более 100 тысяч единиц хранения, также, в музее проводятся увлекательные экскурсии в историю циркового искусства и различные творческие занятия. Подробнее обо всех проектах музея, о его истории вы можете узнать на сайте цирка Чинизелли, а также из интервью экскурсовода музея - Юлии Осиповой группе "Российский цирк" Вконтакте, которое я брала в 2019 году. Желаю приятного чтения, уважаемые гости и подписчики моего канала!🙂

Фото из личного архива Юлии.
Фото из личного архива Юлии.

-Н.: - Юлия, нашу беседу я хочу начать с вопроса о том, как в Вашей жизни появился цирк? Как и когда Вы стали экскурсоводом музея?

-Ю.: - Я уверена, что цирк – это моя судьба, люблю цирковое искусство с детства. Экскурсовод нашего музея, своего рода медиум между цирковым наследием и зрителями-экскурсантами. В эту профессию я пришла 7 лет назад, после защиты диплома, который был посвящен истории цирковой литературы.

Н.: - В декабре минувшего года я была в музее на экскурсии и еще раз хочу поблагодарить Вас, Юлия, за увлекательнейшее путешествие, поэтому удивительному, пропитанному историей, месту. Расскажите, пожалуйста, как Вы готовитесь к проведению экскурсий?

Ю.: - В начале своей экскурсоводческой деятельности я опиралась лишь на информацию, полученную в процессе работы над дипломным исследованием, в частности это печатные источники: в большей степени из библиотеки нашего музея, а также документы Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Со временем моя «информационная база» значительно расширилась: ежедневное общение с артистами, участие во многих мероприятиях и проектах, связанных с цирком – все это содействовало к более гармоничному преподнесению информации. Кроме того, за то время, что я работаю в музее, я закончила курсы театрального и ораторского мастерства. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы экскурсии в нашем музее были запоминающимися, максимально позитивными и насыщенными.

Н.: - Юлия, какой экспонат в музее, по Вашему мнению, самый необычный?

Ю.: - Каждый предмет по-своему уникален. Наверное, одним из первых вспоминается шамбарьер Вильямса Труцци. Шамбарьер (или как принято было говорить в XIX — середине ХХ века, ближе к оригинальному произношению, шамбриер — от франц. «манежный бич») — длинный хлыст (сыромятный плетеный ремешок длиной 2,75 м на гибкой рукоятке длиной 2,5 м), словно палочка дирижера в руках дрессировщика лошадей. Его сигналы помогают лошадям поддерживать или менять темп, не запутаться в сложных фигурных перестроениях, а в конно-акробатических номерах поддерживать абсолютно точный бег животного по кругу во время работы наездника-акробата. Вильямс Жижетович Труцци, чья семья перебралась в Россию в 1880 году, был дрессировщиком слонов и лошадей, наездником, режиссером и директором Ленинградского цирка. Особенностью поставленных им сцен и пантомим (цирковых спектаклей) было умелое соединение высшей школы верховой езды, демонстрации массовых конных групп, конной акробатики и выступлений с романтическим содержанием, пышностью и изобретательностью.

Н.: - О каком приобретении в свою коллекцию мечтает музей?

Ю.:- Конечно, пополнение коллекции – это всегда большая радость. Сейчас наши фонды насчитывают более 130 000 ед. хранения. Это и библиотека, и фототека, видеоархив, фонды плакатов, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, конечно, фонды реквизита, костюмов, личных материалов. Наверное, нашему собранию очень не хватает макетов цирков. В Европе проходят целые выставки, на которых представляются целые «цирковые города» с шапито, вагончиками, фурами, вольерами с животными. Нашему посетителю это тоже было бы интересно.

Н.: - Юлия, я знаю, что многие артисты, во время своих гастролей в Санкт-Петербурге, дарят музею какую-то частичку своего номера: реквизит, костюм и прочее, а может ли обычный посетитель сделать подарок музею, например, подарок ручной работы? Если да, то куда ему следует обратиться?

Ю.: - Если эта работа связана с цирковым искусством нам будет очень приятно. Например, этой зимой мы сделали выставку детского рисунка из тех работ, которые в наш цирк присылали в 1983 году. Изделия можно присылать по почте в цирк с пометкой "в музей".

Н.: - Во внутренних помещениях цирка есть особенно притягательное и таинственное место - кабинет хозяина цирка - Гаэтано Чинизелли. Расскажите о нём, об исторических предметах интерьера кабинета.

Ю.: - Кабинетом Чинизелли это пространство можно назвать, конечно, условно, т.к. эта часть здания появилась больше, чем через полвека после смерти Гаэтано Чинизелли. Сейчас в нем собраны произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, не вошедшие в основную экспозицию. В частности, здесь стоит кресло, которое по легенде Гаэтано Чинизелли выиграл в карты у директора Московского цирка Альберта Саламонского. Также в кабинете, есть уникальная бронзовая люстра последней трети XIX века, декорирована растительным орнаментом и ажурными розетками, со временем немного потемнела.

Н.: - Юлия, в честь 90-летия музея была запущена новая программа «Не счесть талантов цирковой арены», базирующаяся на принципах арт-медиации и арт-терапии. Расскажите, пожалуйста, о программе. Кто может стать ее участником? Будут ли проходить в цирке выставки работ участников программы?

Ю.: - Особый акцент при разработке занятия был сделан на приемах арт-медиации, т.е. общении с экскурсантами, внимательном отношении к их высказываниям, диалогичной, а не монологичной подаче материала, а также на интерактивных элементах. Для этой цели были заготовлены несколько объектов, которые даются в руки для изучения, что открывает помимо аудиального и визуального еще и кинестетический канал восприятия. Например, ближе к концу занятия одному из экскурсантов (как правило, наименее активному) предлагается мешочек, в котором лежит неизвестный реквизит циркового артиста. Ему ставится задача, опустив в мешочек руку, максимально подробно описать предмет, то как он его ощущает, другим участникам группы, чтобы те могли найти похожие предметы в экспозиции. Это дает возможность немного отойти от «пути следования» за экскурсоводом и самостоятельно изучить экспозицию, проявить смекалку, «поиграть в прятки», в определенной степени почувствовать дух соревновательности (кто первый найдет), а для того, кто описывает предмет, ощутить свою значимость в этой группе. Финальной частью занятия, на которую отводится около 20 минут, является арт-терапевтическое рисование опилками. Работа с опилками является тематически обоснованной, т.к. опилки широко используются в цирке, до 1980-х годов они составляли основу манежного покрытия, про потомственного артиста говорят «родился в опилках». Акцент на важности опилок в цирке делается на протяжении всего экскурсионного маршрута. Материал является экологичным и безопасным для детей, рекомендован для дошкольных учреждений и разрешен к использованию Минздравом РФ. При работе с опилками задействованы одновременно визуальный, ольфакторный и кинестетический каналы восприятия. Рисование опилками развивает сосредоточенность, аккуратность, мелкую моторику и координацию движений, снимает напряжение. Как и при работе с песком здесь создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект», происходит гармонизация психоэмоционального состояния. В целом мы стремимся, чтобы наши посетители посредством приобщения к изобразительному искусству и аутентичным музейным предметам развили разностороннее восприятие циркового искусства, расширили свой эмоциональный опыт через интерпретацию собственных ощущений, раскрыли новые грани понимания циркового искусства через подвергание сомнению однозначности имеющихся стереотипов.

Н.:- В 2016 году в цирке Чинизелли проходила уникальная интерактивная выставка "Чем пахнет цирк". Юлия, расскажите, пожалуйста, о процессе ее подготовки и о впечатлениях посетителей.

Ю.: - Опыт участия в Биеннале музейного дизайна поистине уникален. Мастер-класс, проведенный Андреем Вовком, показал, что благодаря оригинальной концепции музейный предмет становится ближе современному посетителю, а выставка оказывается по тематике шире, чем ее название. Парфюмерные выставки не уникальны, но вот о цирковом искусстве через запах мы заговорили впервые. И посетитель это оценил! Самой частой записью в книге отзывов стала благодарность создателям выставки именно за идею, необычный подход и смелость. Основной целью экспозиции стало привлечение внимания к запаху как неотъемлемой части повседневной жизни, рождающему в сознании человека соответствующие ассоциации и навсегда запоминающемуся. Выставка расщепила единый узнаваемый аромат цирка на составные элементы, которые раскрыли магический и, вместе с тем, очень суровый цирковой мир. 13 букв в названии выставки, 13 запахов и музейных предметов — самое счастливое число в цирке с классическим манежем диаметром 13 метров. Тематически выставка была разделена на три зоны, последовательно раскрывающие различные грани жизни артистов: «Цирк Чинизелли» (запах опилок, духов и газового освещения), «В закулисье» (запах молока, пота, костюмов, грима, металла и бинтов) и «На манеже» (запах березовых метел, каучука, пыльного форганга и сахарной ваты). Для каждого запаха нашелся не только свой музейный предмет, но и художественный текст. Словно по волшебству отыскивались фразы, подтверждающие насколько удачно была выбрана тема — Р.М. Балановский, не одно десятилетие бывший инспектором манежа Ленинградского цирка, начал свои воспоминания именно с фраз о запахе цирка: «Нет, это не запах конюшни, как считают многие. Это десятилетиями устоявшаяся смесь: запах хищников, опилок, которыми усыпается манеж, сена, пудры и лака и еще многого, что трудно уловить. А в целом – это именно запах цирка, родной и необходимый каждому, кто провел здесь годы и годы, и кто станет скучать без него, как скучает по соленым ветрам рыбак, как тоскует засидевшийся в городе охотник по осенним запахам леса...» Наверное, только благодаря этой выставке, удалось показать не только современные тенденции в музейном дизайне, но и экспозиционные решения начала 1930-х годов. Внутри разработанной конструкции были размещены два музейных предмета (обломки реквизита) с их историей бытования, написанной рукой самого основателя музея, в подлинных коробках-витринах, в которых они экспонировались в первые годы функционирования музея. Вместо конфликта двух разных выставочных подходов, получилось единение и поддержка друг друга, появилась возможность, не отвергая дизайна прошлого, рассказать о нем на современном языке. Да и все другие музейные предметы получили новую грань своего информационного поля — запах.

Н.:- Для цирка Чинизелли 2016 год стал памятным не только особенной выставкой, но и гастролями легендарного клоуна Олега Попова, с программой «Пусть всегда будет солнце!». Юлия, посещал ли Олег Константинович музей во время этих гастролей? Если да, то что, особенно, привлекло его внимание?

Ю.: - Да, конечно, посещал. Очень был рад увидеть свой мраморный портрет работы Бориса Никончука. Скульптор показал одновременно и клоуна Олега Попова и обычного человека.

Н.: - Юлия, в музее хранится большое количество редких фото/видео архивов, которые, несомненно, было бы интересно увидеть посетителям музея. В 2017 году, в Москве, в музее музыки, я посетила очень интересную мультимедийную выставку «Парад-алле! Музыка под куполом цирка». Там демонстрировались видео с уникальными фильмами и репортажами. Планируется ли похожая выставка в цирке на Фонтанке, на которой будут показаны фото/видео, а также редкие документы, хранящиеся в музее.

Ю.: - Планов очень много, пока все задумки озвучивать не хочется, но, надеемся, мы сможем всегда удивлять нашего посетителя.

Н.: Юлия, в заключении нашей беседы, расскажите, пожалуйста, о планах музея на будущее?

Ю.: - Сейчас в приоритете у нас два направления: рекреационно-образовательная деятельность с подготовкой новых экскурсионных программ и научно-фондовая, которая делает возможным все остальное. Мало просто собирать цирковое наследие, его необходимо изучать, раскрывать весь заложенный в нем потенциал.

Спасибо за прочтения моей статьи! Буду рада вашим комментариям и "лайкам". Подписывайтесь на "Планету 13", чем больше подписчиков, тем интереснее будет на планете😎