Заболеваемость ВИЧ-инфекцией в России остается в 5-7 раз выше, чем в европейских странах. От того, что проблема ВИЧ-инфекции «отодвинута» на задний план пандемией COVID-19, число вновь выявленных случаев меньше не становится.
По данным Федерального Центра СПИД, показатели заболеваемости выше среднего по России (показатель заболеваемости в I полугодии 2020 г. составил 26,0 на 100 тыс. населения) были зарегистрированы в 23 регионах страны.
В этих 23 регионах проживало 32,4% всего населения страны, и было зарегистрировано 54,5% всех новых случаев ВИЧ-инфекции в Российской Федерации в 2020г. Это означает, что число больных продолжает увеличиваться – растет пораженность населения ВИЧ (число людей, живущих с ВИЧ, в расчете на 100 тыс. населения).
Лидеры по заболеваемости ВИЧ-инфекцией:
Пораженность населения – умножающая печали
Пораженность ВИЧ-инфекцией на 30 июня 2020 г. составила 745,5 на 100 тыс. населения. Давно канули в прошлое времена, когда в стране оставались «чистые» регионы.
В стране продолжает регистрироваться постоянный рост числа регионов с высокой пораженностью ВИЧ-инфекцией. К ним относятся области, в которых инфицировано более 0,5% от численности населения.
Количество регионов, в которых поражено ВИЧ более 0,5% населения, увеличилось с 22-х в 2014г. до 38 в 2020г.
Число этих регионов будет увеличиваться, а ситуация – ухудшаться. Хотя, куда уже хуже? В этих 38 неблагополучных регионах в 2020 г. проживало уже более половины (62,3%) всего населения страны и 84,0% всех инфицированных ВИЧ.
Высокая пораженность – это не так уж и плохо
Показатель пораженности ВИЧ-инфекции, превышающий среднероссийское значение, имели 22 субъекта Российской Федерации. Ничего особенного здесь нет, как в средней температуре по больничке. Более того, высокая пораженность может иметь и положительное значение.
Увеличение количества больных, живущих с ВИЧ, если бы не сопровождалось высоченной заболеваемостью, а было связано с увеличением продолжительности жизни больных (то есть с эффективностью лечения) – это не так уж и плохо.
Но слишком много сослагательного наклонения. Нам постоянно, как плохому танцору, мешают «аксессуары» или отсутствие связей мозга с конечностями, нарушающим общую координацию. По правде – просто нет мозга, управления.
Что было сначала?
Что было сначала: курица или яйцо? Дискутировать о том, что было первично: заболеваемость или пораженность населения – не приходится. Конечно, сначала была высокая заболеваемость, чаще всего связанная с распространением ВИЧ среди потребителей наркотиков.
И причиной высокой заболеваемости были:
- отсутствие профилактических программ;
- плохо работающие программы;
- малая мощность хорошо работающих программ;
- позднее начало работы программ, упущенное время.
Высокая заболеваемость привела к быстрому росту пораженности населения. Высокая пораженность населения – следствие неудовлетворительной профилактической работы в прошлом или ухудшение ее качества в настоящее или недавнее время, которое приводит к росту заболеваемости.
Объективно причин для роста заболеваемости на территориях с высокой пораженностью населения больше – когда не проводятся или проводятся плохо профилактические программы. Или когда их работа имитируется, что происходит сейчас в России.
Поэтому откровенные провалы в борьбе с COVID-19, скорее всего являются закономерными.
«Нарки» или «половики»? Кто более для России ценен?
Всякому овощу свой срок. Сначала важнее было сконцентрировать активность на потребителях наркотиков, не упуская из поля зрения опасность половой передачи ВИЧ. Сейчас следовало бы сконцентрироваться на «половиках» - но не делается ни то и не другое.
«Среди всех инфицированных ВИЧ россиян с известной причиной заражения, выявленных в 1987-2020 гг. почти 60% были заражены при употреблении наркотиков».
Эта статистика – следствие неудовлетворительной профилактической работы с потребителями наркотиков. Медицинские чиновники надеялись, что проблема решится сама собой: наркоманы поумирают. Не решилась.
На днях рабочий, помогающий в строительных работах, на мое предположение о том, что наркоситуация по сравнению с 90-ми годами улучшилась, ответил категорическими возражениями. Он моложе – ему виднее. Но было уже поздно. В строгом соответствии с эпидемиологическими законами, в регионах, допустивших вспышки ВИЧ-инфекции среди наркозависимых, стала быстро расти заболеваемость в результате распространения ВИЧ половым путем.
Большинство больных, впервые выявленных в 2020 г., заразились при
гетеросексуальных контактах (63,2%), доля инфицированных ВИЧ при употреблении наркотиков снизилась до 32,6%. 2,6% больных инфицировались при гомосексуальных контактах.
Мужчины и женщины
Среди больных ВИЧ-инфекцией в 2020 г. в стране доминировали мужчины, они составляли 62,6% среди всех зарегистрированных случаев заболевания и немногим меньше (61,5%) среди впервые выявленных в 2020 г. россиян.
С первой цифрой – понятно, это следствие того, что мужчины чаще женщин употребляли наркотики. А вот вторая…
Казалось бы, женщины (по устоявшимся представлениям) более уязвимы при половой передаче ВИЧ. Почему так много мужчин? Может быть, это следствие недостаточно внимательного, обусловленного требованием политкорректности, эпидемиологического расследования? Делитесь вашими соображениями в комментариях и берегите мужчин!
Берегите мужчин!
По данным Федерального Центра СПИД наиболее высокий уровень пораженности ВИЧ-инфекцией среди населения наблюдается в возрастной группе 30–44 года. Среди мужчин в возрасте 35–39 лет 3,3% жили в стране с установленным диагнозом ВИЧ-инфекции. Среди населения в возрасте 15–49 лет 1,4% были инфицированы ВИЧ.
Вывод, с которым невозможно спорить: ВИЧ-инфекция вышла за пределы уязвимых групп населения и активно распространяется в общей популяции. А COVID-19 отвлекает внимание и ресурсы от так и не решенной за многие годы проблемы ВИЧ-инфекции.