Найти тему

Имущество для благотворительности. Часть 4. В мире.

Источник фото: Яндекс. Картинки.
Источник фото: Яндекс. Картинки.

Роль вакфов в мусульманском мире по-прежнему очень велика. Как отмечает Ренат Беккин, в ряде стран, например, в Индии, вакфы сохранили свое значение в качестве важного источника финансирования мусульманского образования.

Источник фото: Яндекс. Картинки
Источник фото: Яндекс. Картинки

Достаточно серьезно система вакуфов развита в странах Персидского залива. Например, с первых лет независимости государства Кувейт в 1962 г. в стране было учреждено Министерство вакфов (с 1965 г. — Министерство вакфов и исламских дел), а в 1993 г. начал работу «Государственный фонд вакфов Кувейта» — независимая структура, специализирующаяся на управлении вакфами. Как пишет Ренат Беккин, уже в следующем 1994 г. под управлением Государственного фонда вакфов Кувейта (ГФВК) находилось 40% вакфов в стране. Одной из целей ГФВК является усиление роли вакфов в социально-экономическом развитии страны.

Источник фото: Яндекс. Картинки
Источник фото: Яндекс. Картинки

Настоящий расцвет системы вакфов наблюдается в Малайзии. Там большинство вакфов составляют мечети, исламские учебные заведения и другие религиозные объекты. Кстати, развитие системы высшего мусульманского образования сделала Малайзию одной из столиц исламской экономики. Как мы видим, вакфы не только играли ключевую роль в развитии исламских общин в прошлом, но и усиливают свое влияние на современном этапе жизни уммы.

Источник фото: Яндекс. Картинки
Источник фото: Яндекс. Картинки

Важность существования такой модели социально-экономического функционирования мусульманских общин доказывается самой историей. Вакфы неразрывно связаны с историей любого мусульманского народа: татар, арабов, турков, узбеков, малазийцев и т. д. Они обеспечивали стабильность функционирования религиозных институтов и решали социальные проблемы мусульманского общества.

Источник фото: Яндекс. Картинки
Источник фото: Яндекс. Картинки

Типичный западный подход, когда решение всех социальных вопросов берет на себя исключительно государство, показал свою ограниченность еще в 80–90-е годы, когда произошел кризис идеологии «государства всеобщего благосостояния». Например, в Европе и Америке сейчас расцветают частные фонды, которые помогают различным слоям обездоленных, занимаются решением экологических и прочих социальных проблем.

Источник фото: Яндекс. Картинки
Источник фото: Яндекс. Картинки

Многие миллиардеры и миллионеры на западе сейчас завещают большую часть своего состояния на благотворительные цели. Вполне логично, что люди, достигшие определенного материального уровня, заботятся о своей социальной ответственности. Но для нас, мусульман, еще более важно понимать, что подобная система уже существовала практически с момента возникновения ислама. Модель, к которой сейчас интуитивно приходит западный мир в мусульманском мире, существовала испокон веков. Изучая и возрождая наши традиции, мы не возвращаемся в прошлое, а напротив, становимся более актуальными, идем в ногу со временем, наполняем нашу современность новым смыслом и даже опережаем эту современность. Необходимо не просто знать свою историю и традиции, но также понимать их своевременность.

Источник фото: Яндекс. Картинки
Источник фото: Яндекс. Картинки

Статья из книги "Благотворительность- ключ к счастью" Автор статьи Илдар Баязитов - Председатель Совета благотворительного фонда "Ярдэм"

Илдар Баязитов - Председатель Совета благотворительного фонда "Ярдэм" (справа)
Илдар Баязитов - Председатель Совета благотворительного фонда "Ярдэм" (справа)