Современные люди в большинстве своем не привыкли обращаться к модистке. Да и шляпы белорусы почти не носят. А зря! Как можно преобразиться, примерив нарядный клош из золотой пшеничной соломки, который когда-то придумала французская модистка и дизайнер одежды Каролин Ребу, или широкополую шляпу с опущенными вниз полями в стиле Одри Хепберн! Мастер по изготовлению таких головных уборов Алла Смолякова уверена: в гардеробе любого человека они должны быть на все случаи жизни!
Рожь с характером
Плести из соломы Алла училась со школьного возраста. Ее мама на Могилевской фабрике художественных изделий делала сувениры. «Объемы производства были большие, часто мама приносила работу на дом. А мы с папой иногда помогали ей. Сидя вечером перед телевизором, плели различные соломенные элементы, украшения для куколок. Мне, ребенку, было очень интересно», – рассказывает ремесленница.
А вот живые колосья и снопы Алла Александровна увидела впервые лет в двадцать: «Я росла городской девочкой, не ездила к бабушкам в деревню на лето, да и дачи у родителей не было. А солома, которую мама приносила домой, была уже обработана, в ровненьких пучках. В 90-е годы мама ушла с фабрики, стала частным предпринимателем и полностью погрузилась в производственный процесс. А я помогала ей заготавливать материал для работы – вот тут впервые и увидела поля с рожью, пшеницей, взяла в руки серп. Мне так понравилось жать! Вы даже представить себе не можете, как это здорово!».
В основном ремесленница работает с рожью. Сотрудничает с хозяйствами, занимающимися выращиванием зерновых. Заготовка сырья проходит обычно в конце июня – в это время колосья еще молодые, зеленоватые и более эластичные. Их нужно высушить, перебрать, отделить колоски от стеблей. Стебли сортируются по толщине и длине. По словам Аллы Смоляковой, на год ей хватает 20–25 снопов, которые хранятся на балконе в шкафу.
Интересно, что солома от разных видов злаковых отличается и по качеству, и по своим свойствам. Из ржаной, овсяной, пшеничной получаются абсолютно разные вещи. И рассчитаны они на разную технику плетения. «Например, из ржаной шляпка не получится такой изящной, для этого лучше взять мягкую пшеничную солому, она более женственная, изделия из нее получаются легкие. Но она не такая блестящая, как ржаная. Ржаная больше подходит для мужских «капелюшаў» или «брыляў». Овсяная солома очень мягкая и в основном идет на инкрустацию. Я сама больше всего люблю именно ржаную, или житнюю, – за ее «характер». В народе считается, что житняя солома наделена сильными обережными свойствами. Издавна ее называли «рожь матушка», а жито – от слова «жизнь», – рассказывает мастер.
«Луковый» цвет брыля
Алла Смолякова плетет из соломки традиционных пауков, различные украшения, вазы, куклы, ангелов. Увлечение последних нескольких лет – изготовление шляпок.
В основном мастерица шьет классические модели. Среди них, например, – стильный клош, который носили в 20-е годы прошлого века, или шляпка «Одри», получившая свое название в честь знаменитой актрисы Одри Хепберн. Одна из самых привлекающих внимание работ Аллы – зеленый клош в форме колокольчика. Такой цвет шляпка получила благодаря сочетанию специальных красителей по ткани. «Меланжевая нить дает возможности игры нескольких цветов. Эта шляпа от момента задумки шилась почти год. Я долго вымачивала соломенную ленту, чтобы краситель не оставлял потеки после дождя. Кипятила с уксусом, чтобы раствор забрал лишнюю краску, вымачивала, держала на солнце, проверяя на цветоустойчивость», – поделилась Алла.
Благородный коричневый окрас мужского брыля, который теперь носит владелец одной из белорусских агроусадеб, получился благодаря луковой шелухе. «В будущем хочу поэкспериментировать с разнотравьем – интересные оттенки могут получиться», – уверена мастерица.
Как-то поступил заказ на черную шляпку в стиле 60-х. В этом случае использовался специальный краситель для батика. Шляпку попросила мастер по макияжу из Могилева, ей нужно было создать модный образ для фотосессии.
«Сейчас хочу повторить другую модель в черном цвете для себя. Хотя так часто говорю: «вот эта шляпа точно будет моя», и каждый раз ее кто-нибудь забирает», – улыбается Алла.
Вернуть моду на шляпы
Свои шляпы Алла Смолякова шьет исключительно вручную. «На машинке строчка может пойти криво, да и иголка сечет солому, разбивая ее. Вообще для того, чтобы получить качественную сшивку в комфортных условиях, нужна специальная швейная машина для изготовления шляп. Поскольку я такой пока не обзавелась, предпочитаю работать вручную».
Ленту мастерица сшивает тонкой леской – она не перетирается так быстро, как нитка. При этом важно пропустить леску между соломинами таким образом, чтобы ее вообще не было видно. Поэтому некоторые думают, что она держится на клее.
Недавно поступил особый заказ – сделать соломенную панамку для маленькой девочки, которой исполнится годик. Женщина признается: для ребенка шьет впервые, и это тонкая работа. Ведь нужно сделать легкий головной убор, и при этом красивый.
Шляпы у могилевчанки чаще приобретают иностранцы или творческие люди. Белорусы в большинстве своем стесняются носить головной убор, если он не является необходимым. «Помню, когда я была в Цюрихе – сколько там людей ходит в шляпах! И мужчины, и женщины. Это так стильно и красиво! А когда-то листала старый семейный альбом: оказывается, мои бабушка и дедушка тоже следили за модой. На фотографиях дедушка то в фетровой шляпе, то в легкой летней. И у бабушки тоже – «таблеточка», береточка, перчатки кружевные... Умели раньше люди красиво одеваться! Нужно вернуть моду на головные уборы. Они делают наш образ ярче и наряднее».
Алла Смолякова – руководитель общественного объединения могилевских ремесленников «Шчырая майстэрня». Их работы можно увидеть на городских и республиканских праздничных мероприятиях, ярмарках. Кроме того, «Шчырая майстэрня» часто представляет нашу страну на международных выставках и конкурсах. Их творчество оценили в России, Украине, Болгарии, Финляндии.
Антонина БЛИЗНЮК.
Фото из архива Аллы Смоляковой