Найти в Дзене

#Разговорник. Грув

Однозначно можно заявить, что грув – это уникальное ощущение, чаще всего связанное с ритмом. Недавно мы писали о квантайзе: как программы помогают музыкантам соблюдать идеальный темп. Но там же мы отметили, что это не всегда нужно.

Важно понимать, что у каждого исполнителя своё чувство ритма и своё понимание музыкального времени и пространства: одну и ту же композицию каждый сыграет чуть в разном темпе, с разными микроритмами. Но особо одарённые музыканты умеют транслировать эти чувства слушателям, использовать их, чтобы слушателей расшевелить. Если совсем кратко, то это и есть грув.

Но мы решили не останавливаться на таком поверхностном описании и обратились за разъяснениями к экспертам. Мы попросили их дать определение понятию "грув" и привести примеры по-настоящему грувовых композиций:

-2

Что такое грув? Вопрос одновременно и сложный и простой. Сложный, потому что словами это не опишешь никак. Это слово даже в русский язык вошло без перевода, потому что точного слова в нашем языке не подберешь. Наверное максимально близкий аналог - это "кач". В своей знаменитой книге «The Manual» арт-хулиганы из группы KLF описывают грув так:

«Как правило, в основном это паттерны ударных и баса, равно как и все прочие музыкальные звуки в записи, которые не являются ни прилипчивыми, ни напевными. Грув - это основной элемент секса в записи».

Мне кажется, что чувству грува сложно научиться, оно или есть или нет. Чувствовать его ты можешь, а вот создать - далеко не обязательно. Конечно, самые большие мастаки по созданию грува это чернокожие музыканты. Хаус, техно, хип-хоп, соул, фанк или любая иная музыкальная форма черной культуры - там грув царит безраздельно.

В качестве примера вряд ли буду оригинален и предложу что-нибудь из Джеймса Брауна. Например, его знаменитую "Sex Machine". Вот, например, этот лайв:

Или что-нибудь из Фелы Кути. Если же говорить о хаусе или техно, то здесь можно послушать что-нибудь из раннего Мудимена, LB Bad "I Like To Move" или хаус-работы Бобби Кондерса. В техно, как это не удивительно, много такой музыки делалось белыми артистами: это и Вольфганг Фойгт в его знаменитом проекте Studio 1, и Люк Слейтер (послушайте его работу "I Am Funkster"), и Стив О’Салливан, и Даниэль Белл и многие другие. Одним словом, как мне кажется, состояние грува может возникнуть в тот момент, когда продюсер начинает мыслить вне рамок эблотоновских кубиков.

-3

В моём понимании грув - это ощущение единой ритмической фактуры в ансамбле, при котором как музыкантам, так и зрителям хочется двигаться в такт музыки.

-4

Грув это абстрактное понятие и объяснить его словами весьма нелегко. Более того, каждый определяет грув по-своему.

Это безусловная связь между музыкантами и музыкой, это еще и основа современной музыки. Для грува важна ритмическая повторяемость и постоянство в некотором периоде времени в композиции или в песне.

Грув может быть очень разным: у фанк-групп семидесятых годов свой грув, у нью-вейва свой, у современной академической музыки свой. Одно могу сказать точно, если во время концерта музыканты нашли грув, становится хорошо всем и слушателям и музыкантам. Все чувствуют себя как дома.

-5

По сути грув - это повторение ритмических фигур. При этом фигуры эти могут быть простыми, а могут усложняться и отклоняться относительно метронома, как это, например, происходит в джазе и импровизационной музыке. И в этом смысле грув строится на ощущениях, поэтому давно стал понятием субъективным и оброс околомузыкальным сленгом. Грув может качать, разрывать и наваливать. Грув может быть пышным, сочным, резким и горячим. В конечном счете, грув это то, что заставляет нас откликаться на музыку на телесном уровне: дико отплясывать или раскачиваться в такт. Поэтому в груве не может быть эталона, идеальный грув - у каждого свой.

Для меня, наверное, это композиция "Chameleon" Херби Хэнкока, построенная вокруг басовых партий Хэнкока и Пола Джексона и ритмической линии Харви Мейсона. И да, в буквальном смысле, грув "Chameleon" каждый раз заряжает меня энергией покруче витамина D, а в трудные моменты буквально возвращал меня к жизни. Грув "Chameleon" - это праздник который всегда со мной.

-6

Грув - это квинтэссенция и контекст.

Грув - это смысл между строк.

Грув - это игра не по правилам.

Это не ноты, но все то, что вокруг них.

Можно сказать, что грув - это, скорее, ритмическое. Это ритм в целом.

Грув - это не ноты, но это то, какие они. На своем ли месте, насколько точна их динамика в момент времени, в своей ли они октаве. Это то, как ноты начинаются и как заканчиваются.

Можно сказать, что грув - это крутящий момент. Или колебание волны. Грув - это, определенно И физика, И химия.

Многие даже придают этому некий "мистический" смысл, утверждая, что с этим нужно родиться.

Чтобы не пропустить новые толкования музыкальных терминов и слэнга - подписывайтесь на телеграм-канал Центра истории современной музыки!