Лидер проекта «Агломерация Горный Урал» Вячеслав Жилин ответил на вопросы команды «Про 100 За Правду» и описал новые возможности для городов в результате реализации инициативы.
- Как вы думаете, «невидимая рука рынка» сама бы не смогла организовать те экономические, социальные, культурные связи между городами? Для этого обязательно необходима программа?
Ответ очень прост. Дело в том, что рынок и сформировал предпосылки для того, чтобы работала агломерация.
Данные территории создавались еще в советское и дореволюционное время по принципу глубокой кооперации. Все заводы строились и формировались у водных путей. Это давало возможность проводить технологические операции и транспортировать сырье и материалы.
Каждый город имел логистику, таким образом, города дополняли друг друга. Поэтому агломерационные связи существовали до нашей инициативы: и трудовая миграция, и культурный обмен, и кооперация между предприятиями.
Но есть проблемы с точки зрения правильного бюджетирования и регулирования агломераций, создания новых «портфелей» и новых компетенций, снижения бюджетной нагрузки и улучшения качества услуг.
Рынок сам по себе сформирован, он работает, но удаленность от центра сегодня представляет большую угрозу территории с точки зрения оттока молодого поколения. Мы теряем трудовые ресурсы. На сегодняшний день большая конкуренция за квалифицированные кадры.
- Условно говоря, уменьшаются расходы и бизнеса, и государства на совместные проекты. Увеличивается ли количество высококачественных социальных и инфраструктурных объектов благодаря высвобождению дополнительных финансов?
Да, Вы правильно говорите. Один из основных, тяжелых вопросов – это здравоохранение. Сложно эту услугу транслировать качественно на все территории. Причины – острый дефицит кадров, а также отсутствие денег в полном объеме на обеспечение оборудованием. Понятно, что количество населения на той или иной территории разное. Это не совсем эффективно, эту задачу просто не решить.
Необходимо комплексное решение. У нас биполярная система. Златоуст и Миасс – два основных ядра. К примеру: в Миассе более сильное плечо по онкологии (там диспансер хороший). У нас в Златоусте хорошая «травма», там прекрасный коллектив и хорошие наработки по эндопротезированию. Мы являемся федеральным центром по оказанию услуг на трассе М-5 и можем забрать на себя хирургию и ортопедию.
И то же самое необходимо на более мелких территориях, жители которых, безусловно, должны ехать сюда, а не обязательно в центр, и не обязательно в Челябинск.
- У Агломерации Горный Урал будет какой-то свой центр?
У этой агломерации центр есть – это Златоуст-Миасс. Это два города, которые между собой расположены в пределах примерно 25 километров. Первый шаг сделан – построили дорогу, которая соединяет центр Златоуста с Миассом. Она значительно сокращает время в пути между городами. Вдоль этой дороги располагаются территории-спутники – поселения Миасского городского округа.
Предприниматель из Миасса Сиротин Олег Юрьевич разработал проект «Open City» (открытый город). Это проект нового города на 20 тысяч молодых IT-специалистов, которые смогут работать в Роскосмосе и будут формировать кадровый резерв двух предприятий, которые расположены в Златоусте и Миассе.
- Скажите, пожалуйста, рассчитана ли предварительная смета? За какой отрезок времени Вы рассчитываете реализовать проект?
Сделана дорожная карта, полностью разработана технологическая схема. Отработаны полностью по направлениям возможные узлы и точки кооперации по промышленной сборке, по социальной и культурной сферам. Собственно говоря, инвестиции и человеческий потенциал тоже есть.
Проекты частично просчитаны, межтерриториальная больница сегодня уже работает. Проект «Open City. Солнечная долина» готов частично, уже создан проект изыскания. Каждый отдельный проект имеет срок входа-выхода, бюджет. Поэтому сказать, что все посчитано, все готово, мы не можем, но есть этапность. Первый этап – это то, о чем мы сегодня говорим.
- Расскажите, пожалуйста, об остальных внутренних проектах в проекте «Агломерация Горный Урал»
У нас проработан один из проектов – это развитие туристического кластера на базе Горного Урала. В Златоусте, как мы и планировали, сегодня идет работа по созданию хостела. Это одно из направлений, которые имели глубокую проработку при Дубровском Борисе Александровиче.
Следующий проект – это территория бизнеса, которую открыли в Златоусте. По сути, это дополнительный офис регионального центра, который оказывает помощь малым и средним предпринимателям (сертификация, оказание займов, консультаций, сопровождение). На сегодняшний день он активно работает.
Более того, сегодня между Златоустом, Миассом и Солнечной Долиной есть соглашение о создании пешеходно-велосипедной тропы. Мы заканчиваем постройку биатлонного стрельбища, работает «Золотой пляж» Солнечной долины.
В Златоусте находится дочернее предприятие – Златоустосовский машиностроительный завод, у которого есть глубокая кооперация по производству оборонной продукции. Существует трудовая миграция между подразделениями завода. Работают два центра по ЮУрГУ – это два филиала высшего учебного заведения Южноуральского государственного университета. Они работают под конкретную задачу, под конкретные договорные отношения с работодателями.
Думаю, что Open-city (открытый город) – это, по сути, проект в проекте. Он является якорным, который потом усилит два города и создаст новые точки роста. Причем, это не центр притяжения для Миасса – это как раз где-то середина между Миассом и Златоустом.
Более того, мы запустили пробный межмуниципальный маршрут – автобус Златоуст - Миасс.
- Можете рассказать о туризме немного детальнее? Каков спрос в данной сфере на сегодня?
Надо понимать, что у Златоуста в этом отношении потенциал не меньше, чем у Миасса. Потому что Миасс быстрыми темпами развивает туризм и его ядро – Тургояк. Тургояк – это озеро, второе после Байкала по чистоте, по глубине. Озеро «генерирует» около 1,5 млн туристов.
- Полтора миллиона туристов в год?
Да. Тургояк – это малый брат Байкала. На озере оборудованы зоны отдыха. У Златоуста туристическая зона – Таганай. Она развита слабее, где-то около 250-300 тысяч туристов ежегодно, не считая внутренний туризм. Также это Сатка – пороги, одной из электростанций, которую строили немцы, и национальный парк Зюраткуль.
Златоуст издревле создавался как оружейная столица. Вся история советского и русского булата, начиная с Войны с Наполеоном, первые обуховские пушки – все было здесь. Именно оружие сегодня позволяет увеличить турпоток.
Более того, есть исторический интерес к нашему городу, потому что наш город посещало не одно поколение семьи Романовых, начиная с Александра II. Здесь формировался полк из песни «На сопках Маньчжурии», полк, который воевал с Японией. Поэтому рекреация имеет большой потенциал.
- Небольшое уточнение, Вы часто говорите «мы работаем над открытием хостелов, мы запустили межмуниципальный маршрут», мы – это кто? Кого Вы имеете в виду?
Я еще по привычке говорю «мы», потому еще вчера был главой. Это были мои инициативы. Сегодня мне тяжело себя отделить от муниципалитета. Вообще «мы» — это муниципалитет, жители Горного Урала, предприниматели, предприятия, которые в это глубоко интегрированы.
- А вот если говорить о финансировании, а точнее об инвестировании в проект «Агломерация Горный Урал». Вы больше рассчитываете на бюджетные или федеральные ресурсы? Или вполне возможно рассматривать в рамках внутренних инвестиций, тот же самый бизнес?
Тут необходимо понимать, что в принципе инвестиции в это вложены. Это создание гостиничного фонда ресторации. Оружейники вкладывают средства, создавая музеи. Поэтому, безусловно, частные инвестиции есть.
Ну и второе, что немаловажно – это бюджет. Расчет на агломерации сделан с тем учетом, что нас перестанут финансировать по остаточному принципу. Сегодня, к сожалению, так происходит, что центр имеет все, регион забирает все, а нам «как собаке кость». Поэтому мы стагнируем. Агломерация для нас во многом – это возможности, которые должны открыться.
- Условно говоря, укрупняемся для того, чтобы выжить?
Мы 100% делаем это для того, чтобы выжить. Потому что мы становимся интересней для федерального бюджета. Показываем, что в нашем случае, оптимизация позволила бы более эффективно использовать финансы, которые появились в результате объединения. Необходимо повысить качество услуг, дофинансировать проекты, которые стали бы новой точкой роста с точки зрения муниципалитета.
- Скажите, пожалуйста, в Российской Федерации есть уже подобный успешный опыт?
Я читал заключение Орешкина [экс-министр экономического развития РФ – прим. ред.] по нашей агломерации. Он отметил, что это лучшее из того, что есть. И писал Медведеву. Других оценок пока не видел. Вообще, агломерации существуют, но законодательной базы нет. В большей степени это завязано на инициативе или совместном комплексном решении региональных муниципальных властей.
Сегодня стоит вопрос один: уточнить действующий законопроект о городских агломерациях. Его необходимо поддержать для начала хотя бы на региональных уровнях. Первое, он не предусматривает биполярную структуру, только многополярную структуру. Центр един. Если мы смотрим на это, то ни Златоуст, ни Миасс под эти критерии не подпадают, потому необходимо от двухсот тысяч населения. У нас население 165 тысяч, таким образом, мы «вылетаем». С точки зрения биполярной структуры: центры есть, они работают, но пока законодатели здесь нас не увидели. С одной стороны нам сказали, что мы молодцы. С другой – законодатель нас просмотрел, не снял с контроля, но не уточнил эту структуру. Очень хотелось бы, чтобы Партия «ЗА ПРАВДУ» сказала, что это новые возможности для таких городов, как мы, объединяться и двигаться вперед. Это очень важный аспект, без этого работы не будет.
- Вы имеете в виду, что внести правку в закон, что это будет не моноцентр на двести тысяч человек, а объединение нескольких городов на небольшой дистанции в сумме с требуемым населением, будет не сложно?
Мы об этом и говорим, что совокупность территорий тоже нужно включать в закон.
- Относительно популяризации этой темы среди населения. На Ваш взгляд, какой механизм более актуален? Как Вы это видите, какие площадки более «живые» и в каком направлении необходимо двигаться?
Популяризация очень важна. К сожалению, мы не успели до конца эффективно довести до населения, зачем нужно объединение. Не всем понятно значение слова «агломерация». Здесь хотелось бы объяснить на уровне простого человеческого языка, что она открывает новые возможности, дает новое направление. Это, по сути, единственный путь, по которому у Златоуста есть возможность себя переформатировать.
Здесь очень важно мнение экспертных групп, будь то урбанисты, либо политический блок. Поэтому здесь должны быть такие мастодонты, которые имеют серьезный вес. Те, которые говорят, что с учетом нашей территории у России другого пути нет. Необходимо объединяться, оказывать услуги по месту жительства.
Если мы будем в прежнем темпе, то мы теряем 2% населения в год. Через 50 лет можно «город закрывать и забивать крышку». Это очень серьезная, «дикая» динамика, и в этом отношении – это, наверное, главное. Тогда население поймет, что агломерации тоже нужны в этой жизни.