Друзья! В этом году очень много говорят про сложность ЕГЭ по химии, составлялись петиции. В ближайшее время планирую серию публикаций, где подробно и методично разберем, что в ЕГЭ по химии-2020 было новым, что поменялось по сравнению с прошлым годом, чего ждать и опасаться выпускникам в 2021 году.
А пока продолжают приходить результаты других экзаменов. Некоторые результаты наводят на мысли, и хочется этими мыслями поделиться)
Так, на днях ребята получили результаты ЕГЭ по биологии-2020 (основная волна). И результаты эти зачастую "не очень". Однако мы не наблюдаем массового недовольства этой ситуацией, не составляют многотысячные петиции в интернете. Интересный, по сути психологический эффект - экзамен по биологии был сложным, и усложняется, но большинством учеников и родителями это воспринимается, как норма.
В 2019 году ситуация, в общем-то, не изменилась. Да и в этом году, судя по отзывам знакомых преподавателей биологии, картинка практически не изменится. Посмотрите - число 100-балльников по предмету не превышает 100 человек!
Давайте сравним процент высокобалльников от общего числа сдающих, например, химию и биологию.
Доля высокобалльников на ЕГЭ по биологии составляет 5,6%, на ЕГЭ по химии - 11,5%. Разница очевидна.
По итогам этого года можно сказать, что единый государственный экзамен по химии уверенно двигается в сторону усложнения. Да, в этом году усложнение замаскировали изменившейся шкалой пересчета первичных баллов в тестовые. Я думаю, что в перспективе (особенно с адаптацией экзамена под новые ФГОС с 2022 года) нас ожидает экзамен, эквивалентный по сложности профильной математике, физике и биологии.
На что это повлияет? Да ни на что! Снизятся средние баллы, под них подстроятся вступительные баллы в ВУЗы. А вот будущим абитуриентам стоит настраиваться на серьезную и обширную подготовку.
Приведет ли усложнение экзамена по химии к повышению качества уроков химии в школе? Вряд ли, я думаю. Школьные уроки вообще мало коррелируют с уровнем сложности ЕГЭ, у школьных учителей масса других проблем и сложностей. Я полагаю, что жесткое регулирование, бюрократизация всех процедур - вот основные враги современных учителей в школе.
Но вернемся к биологии. Проблемы, с которыми сталкиваются и абитуриенты, и преподаватели биологии, перечислены в петиции на имя составителей ЕГЭ по биологии.
Ниже я привожу текст петиции:
"Уважаемый Валериан Сергеевич и Рената Арменаковна!
Я как учитель сдавала ЕГЭ по биологии в 2019 и 2020 году. Мои ученики тоже сдавали. Результаты за экзамен оказались гораздо ниже ожидаемых, и я вижу этому несколько конкретных причин.
1)- Не существует установленного перечня литературы для подготовки. Информация по ряду вопросов в некоторых источниках разнится. Например, на каком уровне находится симбиоз гриба и водоросли в лишайнике. По мнению создателей заданий, это организменный уровень. На РЕШУ ЕГЭ все биотические связи относятся к биоценотическом уровню. Спорные моменты решаются в угоду диктатуры создателей заданий.
2)- Менее, чем за месяц до экзамена была введена новая генетическая задача, которой не было в официальных сборниках и на сайте ФИПИ. Задача усложнённого уровня, на гены в половых хромосомах, в них происходит кроссинговер. Об этом задаче мы, учителя, узнали не из официальных источников, а просто из интернета, по слухам. Мы даже не были уверены, что подобный тип задач будет на экзамене (поскольку раньше такого не было).
3)- В методичке для экспертов, выпущенной в феврале 2020 года, сказано, что ключи задания 22 имеют 2 пункта(стр. 5). В некоторых реальных ключах к 22 заданию, по которым оценивали работы учащихся, было 3 пункта. Выглядит это так, как будто создатели заданий переобулись во время игры.
4)- Эксперты по проверке получили следующие указания относительно заданий с 6 пунктами в ключах: за 4 правильных пункта давать 1 балл. Это не совпадает с информацией в методичке для экспертов.
Я, как учитель, считаю, что наша задача - объективно оценивать знания учащихся. Но ЕГЭ 2020 показало, что происходит оценка умения угадывать мысли создателей задания. Потому как спорные моменты они решают в свою пользу, а не в пользу ученика.
Я требую дать конкретный список учебников, рекомендованных для подготовки к ЕГЭ по биологии (издательство, год, авторы). Только так мы сможем дать учащимся реальный шанс показать свои знания. Только так мы сможем корректно оценивать знания учащихся, поскольку будет доступен стандарт.
Список может обновляться, но не менее, чем за год до даты экзамена!
С уважением, Железова Светлана Дмитриевна, учитель биологии"
Кстати, я полагаю, что многие сложности, с которыми сталкиваются сейчас абитуриенты, сдающие ЕГЭ по биологии, и преподаватели, которые к этому экзамену готовят - это "темное будущее" ЕГЭ по химии. Отсутствие актуальной базы заданий, несоответствие официальных сборников и базы заданий ФИПИ заданиям реальных экзаменов мы наблюдаем уже сейчас.
Что вы думаете про ЕГЭ по биологии и химии, дорогие друзья? Куда мы идем и куда мы придем? Хорошо это или плохо? Широкая общественная дискуссия, как показал опыт этого года, может частично влиять на политику Министерства образования и науки.