Найти тему
baylanto книги

Рецензия на роман «Лица и маски»

Сразу скажу, что книга для очень терпеливого читателя. Или для очень никуда не спешащего. Она гладко написана, поэтому никуда не спешить с ней удобно. Она не раздражает истинно нелогичными или кажущимися нелогичными моментами, поэтому терпение с нею в руках проявлять легко. И даже когда внимание читателя перебрасывается с персонажа на персонаж, меняется ведущая рука, ведущая голова и ведущие глаза, замечающие детали, делается это мягко и плавно. 

История в сюжете не идет линейно. Это лесенка. Ступени. Одно волшебно-детективное расследование переходит в другое, раскрывшись с одного плана, интрига легко уводит дальше, и, почти до финала, остается многоходовым лабиринтом, по которому увлекательно идти, несмотря на то, что вожатые меняются. 

Мир. Кажется знакомым и незнакомым. Тут и викторианско-детективный элемент, и детали стимпанка, и чисто исторические параллели (но с формулировкой "историческое фнтези" согласиться не могу -- какое же оно историческое? разве что постаписторическое), и собственные повороты/выдумки/изобретения. То, что книга принадлежит к циклу, с одной стороны, не мешает. С другой -- все-таки требует понимания: этот сюжет не висит независимо в пустоте. У мира Книги была, есть и будет собственная история, которая чуть шире как общего сеттинга романа, так и всего описанного в цикле в общем. Если ввалиться туда на скоростях, вангую, может быть непонятно. По крайней мере, до момента, пока Машина, к которой основных героев подводит повествование, не заработает в полную мощность и не начнет языком "непонятных рун, которые никто не может прочитать", требовать с собой действий... хм... оператора.

Сюжет. А вваливаться на скоростях и сразу ждать трах-бах-пиф-паф-ой-ей-ей тут не надо. Очень многие моменты, заложенные в начале и в середине, окажутся введенными не просто так, не для антуража, а для использования в финале. Терпеливый читатель получит свое удовольствие и от неторопливого раскрытия, дораскрытия и постоткрытия скрытых деталей и действий. Не спешить, даже если вы, как я, читаете очень быстро, -- главное дело при чтении))

Герои. Основного плана -- вполне удались. Что касается второстепенных... Это может быть вкусовщиной, но я не люблю такого рода пасхалки. Которые прямо в лоб. Потому что некоторые (Арни, например, или олдевка) показались мне включенными в повествование лишь ради прикола. Удали их или переназови -- ничего не произойдет. Не поменяется ни сюжет, ни антураж, ни мотивации ведущих персонажей. Впрочем, мне известны читатели, которым подобные несекретные секретики только добавляют радости при узнавании и обыгрывании их в канве произведения. Единственный, кто вызывал периодически недоумение -- всехний папочка Рет-Ратус. Уж он и повар, и камеристка, и тайный агент, и главный глава тайных агентов, и швец, и жнец, и на дуде игрец. И все время хочется ему напомнить: дядя, если у тебя есть собака, тем более, что у тебя она не одна и не две, ты не обязан лаять сам. Даже если пребываешь в убеждении, что хорошо сделанное дело -- только и исключительно то, которое ты сделал сам. Тебя на всех сынков и дочек не хватит, дядя, ты порвешься. 

Достоинства. Язык, логика событий, многогранность и многоуровневость мира, связность повествования и та самая неторопливость, которая плавно, ровно, на мягком шагу водит, водит и выводит в очень неожиданное место. А еще мораль. Я пересказывать ее не буду. Но в произведении есть гуманистическая, немного печальная идея о запаздывании истин даже к тем, кто их рьяно ищет. И о том, что искать-то нужно не вовне, а внутри себя. Ну и... в итоге получается, что хотели как лучше, а получилось как всегда. Это уж как водится. 

Недостатки. Единообразие внутренних монологов очень разноплановых героев мужского пола. Женские отличаются! Нужен корректор. И еще -- по-моему, роман надо подсушить. 28+ ал не такой уж великий для меня и для вообще объем, но, тем не менее, я бы отжала при редактуре. Особенно в той области, к которой как раз принадлежат эти внутренние монологи. Там немного и надо-то. 

Самая динамичная сцена. Лекция по математике!

Самая НЕдинамичная сцена.  Имхо, штурм Пирамиды в первой его части, где это должно выглядеть боевкой. 

Кому читать. Тем, кто любит подробное, последовательное, очень обстоятельное повествование. Любителям искать сюрпризы и закладки с секретами. Тем, кто ищет в книге хороший, музыкальный, легкочитаемый язык. Для меня дуэт Инны Кублицкой и Дениса Миллера в принципе знак качества. Даже если у меня будет какой-то иной взгляд на описанные ими вещи, сюжетные повороты или поведение персонажей, я знаю, что написано-то правильно, их позиция, их точка зрения вполне обоснованы и равновероятны с моими. 

А, кроме того, это будет литературно.

Спасибо авторам! 

Любовь Федорова https://author.today/review/102992