Странное время
Наверное, вспоминая ”Три мушкетёра” и другие исторические фильмы о Франции, вы много знаете о дуэлях. Как же – она запрещены, за них наказывают. Как там мушкетёры оправдывались перед де Тревилем, это отдельный разговор. А как оправдывались перед Тринадцатым Луи – это ещё один разговор. И вот недавно мне попалось утверждение, мною пока ещё не проверенное, что во Франции тех дней была мода на женские дуэли. Девушки, оказывается, сражались ничуть не меньше, чем мужчины. И тоже из-за разных пустяков.
Но была тогда женщина, необычная даже на фоне всего этого. Жюли Д’ Обиньи. Мадемуазель де Мопен. Эта девушка отличилась тем, что сражалась на дуэлях с мужчинами. И побеждала. Жюли девушка яркая… такая просто не могла не оказаться в центре всевозможных сомнительных событий и скандалов. Что уж говорить, её даже приговаривали к смертной казни через сожжение. Нет, не как ведьму. Однако девушке удалось спастись, благодаря своим связям.
Записная дуэлянтка
Во Франции не было принято вызывать на дуэль лиц противоположного пола. Жюли это не касалось. Жюли вообще многое не касалось, и многое сходило с рук. Простой пример. Кто-то из королевской семьи, то ли Людовик Четырнадцатый, то ли Филипп, его брат, устроил бал. Жюли вызвала, или её вызвали, на дуэль трое парней (кажется, она пришла тогда в мужском костюме, она его не так уж редко надевала). Девушка вышла. Они следом. Вернулась она одна. Людовик её уличил.
И не велел арестовывать. Невзирая на запрет дуэлей. Однако Жюли на всякий случай сбежала подальше. На самом деле, один раз ей даже пришлось сбежать в Испанию. И пойти в услужение к одной дамочке. И вот в одной статье, мне это прямо понравилось, рассказывалось, как эта дамочка издевалась над Жюли. А та не выдержала и решила отомстить. И прямо перед своим возвращением во Францию, прицепила к волосам своей бывшей хозяйки пучок редиски. Ровно так, чтобы та не заметила. И вот она, благородная донья, вышагивала по улицам с весьма экзотической причёской. Что же… толика смирения ещё никому не повредила…
Рассказывают, что Жюли часто приходилось выступать в разных заведениях (ну в кабачках, конечно, или их аналогах) с дуэлями. Вроде как она надевала мужскую одежду, хотя свой пол не скрывала. И всё равно нашлись те, кто не поверил, что она девушка. Естественно Жюли доказала это, задрав свою рубашку. В общем, стеснения у неё тоже не было…
Не знаю, взял ли кто за труд подсчитать количество дуэлей, которые она устраивала за всю свою жизнь. У меня создалось впечатление, что было их не просто не мало, а очень много. И, что самое странное, она умерла не от дуэли. В отличие от прототипа Атоса, бывшего родственником Де Тревиля, кстати говоря. Да, помню моё дикое разочарование, когда я узнала сей прискорбный факт про Атоса…
Небольшой спойлер – Мадемуазель де Мопен раскаялась или нет, но в любом случае отправилась в монастырь. Где и прожила всего год, скончавшись…
Оперная певица
Казалось бы – где драки, и где опера? Жюли однако успешно совмещала всё это. Некоторые, правда, говорят, что не очень успешно. Что ей сначала пришлось изрядно потрудиться. Поначалу, позволив своему мужу уехать куда-то в далёкую провинцию экзотических мест, девушка не слишком была довольна тем, что он ей оставил. Она нашла себе друга (ну да, знаем мы какой это был друг). Тот обещал её материально обеспечить. Слова своего не сдержал. То ли аппетиты у девушки были большие, то ли он оказался не столь богат. И пришлось им зарабатывать, как получится. Жюли пела и фехтовала за деньги. Потом обнаружилось, что у неё редкий голос – контральто. Ради справедливости хочу сказать, что находятся и другие версии того, какой у неё был голос.
Долго или нет ей пришлось этого добиваться, но Жюли начала выступать на сцене. Она при этом ещё подучилась. Именно она стала первой, кто пел таким голосом. И что не очень удивительно, ей часто поручали играть мужские роли. Но не надо думать, что она играла исключительно мужчин. Женские партии она тоже пела. Особенно всевозможных амазонок и воительниц (какие подробности открываются, а? чем больше узнаёшь историю, тем больше понимаешь, что её не знаешь. Да простит меня Сократ за столь вольное переложение его умной фразы. Хотя, может, это как в математике? Нас учат, что на ноль делить нельзя, а потом выясняется, что можно). И при этом она не стеснялась защищать девушек от нередких гнусных домогательств.
Необычная женщина. Очень незаурядная, кто бы что ни говорил. Да, не скажешь, что она идеальна. Банальность, конечно – но кто идеален. Мне кажется, она просто не боялась быть собой, даже несмотря на мнение общества и высокопоставленных персон. А на это нужно действительно много смелости (хотя я и не могу сказать, что меня восхищают все её поступки).