Я живу в Кабардино-Балкарии, где биоразнообразие животного и растительного мира достаточно велико. В республике обитает множество животных, что объясняется разнообразием климата, рельефа и растительности. На равнине можно встретить крупную южную птицу – фазана, в горах – кавказского тетерева, кеклика – в горных долинах. Серны обитают несколько ниже, у верхней границы леса. В лесах из бука и граба обитают лесные коты, дикие кабаны и косули. В горах, включая леса, имеются медведи, барсуки, рыси, куницы и прочие животные. Крупные хищники часто встречаются в высокогорной части – здесь в воздухе парят черные грифы, горные орлы, белоголовые сипы, а у скал – множество альпийских галок и клушиц. Только здесь растут в диком виде такие растения как: подснежники (узколистые, кабардинские и Борткевича), васильки (Ногмова, хабазский, кабардинский и млечиоцветный), шиповник Коса, одноцветковые декоративные примулы лескенские и такие медоносные травы, как очиток и окопник кабардинские. И это все только часть прекрасной и многогранной природы моей любимой республики. Но всего этого не было, если бы не наши предки, которые сохранили нас такое богатство.
Большое влияние на духовный мир горцев оказывали уникальность природных условий их жизнедеятельности. Именно природа моей республики являлась тем фундаментом, на котором вырабатывалось эстетическое отношение к окружающей среде. Кавказская природа, отличающаяся красотой и суровостью, щедростью и малоземельем, оказывала облагораживающее влияние на характер людей, их поведение, на образ жизни в целом. Народы считали землю живым существом, причем существом самым чистым и священным. Существовали священные языческие боги природы, которым поклонялись наши предки. Например, Ахын - считается покровителем рогатого скота, Мезитх – божество охоты и лесов, а также многие другие. Наши предки учили детей относиться к земле с почтеньем, не тревожить, не будить ее, иначе непременно навлечешь на себя ее проклятье. Интерес детей адыгов объяснялся тем, что она открывалась им раньше, чем мир человеческих отношений.
Народ справедливо считал, что дети острее чувствуют свое единство с природой, полнее осознают себя частичкой природы, поэтому она понятна и близка им. Что бы ни делали дети – пасли ли стадо овец, коров; ходили в лес в поисках сухих веток или собирали дикие груши, яблоки, ягоды; ночевали с конями в поле или на лугу у костра – все больше они ощущали свою неразрывную связь с природой, с такой загадочной, вечно обновляющейся, вместе с тем родной и близкой. Они все больше понимали, что природа для них - вторая мать. Она дает им все необходимое. Живя в прекрасных природных условиях с раннего детства и испытывая при этом радость, восхищение и гордость, горцы обретали привязанность к родной земле, проявляли любовь к ней.
С давних времен одним из самых загадочных и почитаемых на территории Кабардино-Балкарии животных считался – переднеазиатский леопард, местными жителями называемый барсом. Меня заинтересовало, почему сейчас в моей республике не обитает это уникальное животное. Прочитав несколько статей об истории восстановления популяции леопарда на Кавказе, меня заинтересовало, как это животное обитало на нашей территории и почему оно исчезло.
Так мне стало известно, что ранее этот вид встречался на территории республики в основном в горной части, на высотах 2000 - 3000 м. над уровнем моря. Есть сведения, что в 1925 году один экземпляр леопарда был убит в Чегемском ущелье известным охотников Лялю Кулиевым. Достоверно известно, что взрослый леопард был пойман в 1957 году в Чегемском ущелье, ниже нижней границы территории высокогорного заповедника. Очередная встреча с леопардом в нашей республике состоялась 26 сентября 1959 года также в Чегемском ущелье на высоте 3200 м (боковое ущелье Лисингир над селением Булунгу), (из книги «Балкарские названия растений и животных). В 1968 году в Безенгийском ущелье в урочище «Крюют», местный охотник Жубоев Солтан, ныне покойный, убил кавказского барса, шкуру, которого видел житель с. Безенги, Шаваев Орусбий. Последний раз видели леопарда на территории Кабардино-Балкарского высокогорного заповедника в 1982 году. Появившись здесь несколько раз, он больше на территории республики замечен не был (из «Географии КБР»). В 1985 году на территории заповедника и в соседних районах леопарда наблюдали 6 раз. Из этих сообщений наиболее достоверны наблюдения лесника заповедника в Чегемском ущелье за взрослым зверем и детенышем и встречей двух леопардов с альпинистами в соседнем Безенгийском ущелье (возможно тех же). Весной 1985 года на леднике Безенги были замечены следы крупной кошки. В конце того же года лесник заповедника вновь наблюдал леопардов, на этот раз трех, в Чегемском ущелье, в том же месте, что и три года назад. В 1994 году Геляхов Алик Заурбиевич видел трех барсов сидящих на дереве. Это было в 7-8 км от селения Карасу, вблизи вершины Ак-кая. По некоторым данным очевидцев в 2011 г. встречался барс на территории Приэльбрусья. По данным егерей НГООХ следы переднеазиатского леопарда документально зафиксированы на территории Кабардино-Балкарии в ноябре 2014 года в верховьях р. Малка. Также были взяты образцы шерсти указанного вида. Рассмотрев все сведения о встрече людей с леопардом, я пришел к выводу, что численность этого животного крайне мала и в условиях Кабардино-Балкарии лишь иногда отмечаются отдельные особи леопарда. По всей видимости, стабильной популяции в КБР на сегодня не существует. Этот вывод подтверждает приведенная ниже диаграмма, на которой видно, что произошло сокращение охраняемой площади обитания леопарда, то есть на сегодняшний день пройден ее критический уровень. Диаграмма подтверждает и другой вывод: переднеазиатский леопард обитал в КБР. А значит можно предположить, что его восстановление возможно
Причина постепенного исчезновения леопарда кроется в далеком прошлом. В конце XIX – начале XX веков конфликт между человеком и леопардом становился все острее, и «могучий барс» оказался вне закона. Его разрешено было убивать в любое время года и любыми средствами, включая петли и отравленные приманки. Уничтожались и копытные, которыми леопард кормится.
Уже в 1950-х годах на Кавказе оставались единичные особи леопарда. Сегодня на российский Кавказ леопарды лишь изредка заходят через закавказские республики из Северного Ирана. [1]
Единичные встречи с леопардом в разных областях Кавказа не позволяют исключить угрозу его полного исчезновения. Последней надеждой для этого удивительного и завораживающего зверя остались те люди, что одержимы мечтой восстановления его популяции. Они изучили не только его биологию, но и всё многообразие природных циклов, от которых зависит его благополучие. Знания эти – основа восстановления переднеазиатского леопарда на Кавказе. Даже при найденном правильном решении реализация его осложняется опустошением кормовой базы Кабардино- Балкарского Высокогорного Заповедника. При этом сама идея восстановления леопарда не исчезнет. Слишком много творческих сил и надежд отдали учёные своей мечте. Один из них – Виктор Коркишко, изучавший дальневосточного леопарда, будучи директором заповедника «Кедровая падь». И хотя сегодня этого замечательного человека уже нет среди нас, он незримо присутствует в мире дикой природы своими трудами. Его предложения по сохранению и восстановлению дальневосточного леопарда могут быть взяты за основу и для кавказского подвида. Что касается комплекса необходимых управленческих инициатив, то он обозначен рядом зоологов и природоведов.
В основу работы по восстановлению переднеазиатского леопарда должна быть взята способность экосистемы к самовосстановлению. Для этого необходимо полностью исключить вмешательство в неё человека, но не управление!
Нужны ли меры по восстановлению переднеазиатского леопарда следующим поколениям людей? Ведь живём мы спокойно без мамонтов и динозавров, не все из нас даже знают о пещерном медведе, саблезубом тигре, диком быке-туре, странствующем голубе и о многих других, исчезнувших и неведомых нам видах. Вполне возможно, что найдутся среди нас и такие, которые захотят жить только среди компьютеров и роботов, причём такая жизнь будет казаться им вполне комфортной и самодостаточной. Только вот технические новшества никогда не заменят одухотворённого интеллекта… К счастью, есть особая яркая прослойка в человеческом обществе, представители которой думают и заботятся о живой природе. Этих людей называют «солью земли». Именно они выполняют древнюю библейскую заповедь – беречь и преумножать. Их жизненный и творческий путь безо всякого преувеличения можно назвать Сотворчеством Создателя Вселенной. Противоречия между развитием научно-технического прогресса и необходимостью сохранения биологического разнообразия существуют в настоящее время, прежде всего потому, что природными и социальными процессами руководят не те, кто посвятил свою жизнь изучению законов природы и нашел верное практическое решение для их применения, а те, кто имеет политическое и административное влияние. Но важно ещё и другое. Возможность восстановления, а значит, и сохранения отдельных видов животных существует. Для переднеазиатского леопарда, а вместе с ним и для других обитателей лесов и гор необходимым и достаточным условием существования является наличие вокруг Кавказского заповедника нормально функционирующей системы охраняемых природных территорий, пусть даже и различного уровня. Возможно ли это сейчас? Без сомнения, необходимо лишь, чтобы чиновники услышали натуралистов, и вся работа на идею осуществлялась единой командой. Требуется не так уж много затрат для того, чтобы претворить в жизнь этот необходимый и полезный замысел.
Кабардино-Балкария вошла в экологический проект по сохранению крупных кошачьих в России. Сегодня переднеазиатский леопард заходит к нам через закавказские республики из Северного Ирана. «Единственный способ вернуть леопарда на Кавказ – это реинтродукция, то есть воссоздание полностью исчезнувшей на данной территории популяции. В Кабардино-Балкарии зверь был неоднократно замечен егерями и местными жителями в Верхней Балкарии, в зоне заказника «Кара Су», а также на территории Национального парка. Однако в силу труднодоступности местообитания и низкой плотности вида до сих пор неисследованными остаются его численность и структура популяции. Оптимальным местом обитания переднеазиатского леопарда, по моему мнению, является Верхне- Малкинский участок ГНП «Приэльбрусье», верховья рр. Черек и Чегем, где большее количество копытных животных. Но, чтобы оно стало действительно таковым, необходимо привести его в полное соответствие с требованиями, необходимыми для обитания переднеазиатского леопарда. Прежде всего, на всей территории природного комплекса должен быть восстановлены природные комплексы характерные для данной местности. Необходимо поддерживать популяцию копытных на достаточно высоком уровне, исключить возможность браконьерских охот. Лишь в этом случае есть надежда на возвращение этого прекрасного животного в нашу Кабардино-Балкарию! Мой канал на ютуб https://www.youtube.com/channel/UCgctH-TcUKRp__RqH3lGCzQ