Найти тему
Олеся  Орленко

Бамако готовится к гражданскому неповиновению

Оппозиция отклонила рекомендации руководителей стран региона и на волне успеха собирается добиться отставки президента ИБК – Ибрагима Бубакара Кейты.
Пьер Барбансэ

Мали переживает политический кризис, острейший со времён переворота 2012 года. Власть теряет контроль над ситуацией, в то время как оппозиция, в которой преобладают исламисты, наращивает уличную мобилизацию. Оппозиция требует отставки президента страны, Ибрагима Бубакара Кейты. Сам он, впрочем, уходить не собирается, предлагая взамен отставку тридцати депутатов, избранных на выборах, признанных Конституционным судом недействительными. План выхода из кризиса, предложенный лидерами ЭКОВАС (Экономического сообщества западноафриканских государств) так же не предусматривает ухода президента. Однако это не устраивает оппозиционное «Движение 5 июня – Объединение патриотических сил Мали» (M5-RFP), которое готовится выйти на улицы в понедельник, на следующий день после Курбан-Байрама, или как его здесь называют, праздника Табаски.

Читайте больше: Министерство обороны Франции отчитались об уничтожении Абдельмалека Друкделя, считавшегося лидером джихадистов в странах Магриба и Сахеля. Несмотря на то, что это преподносится властями как большая победа, реальная обстановка в регионе продолжает обостряться. Боевые действия с обеих сторон становятся всё более ожесточёнными, что в первую очередь сказывается на мирных жителях.
https://humanite-russie.ru/2020/06/09/operatsiya-barhan-pobeda-v-chistom-pole-na-territorii-mali/

По-прежнему исключая досрочный уход в отставку президента Ибрагима Бубакара Кейты, сокращённо ИБК, они призвали малийцев к «нерушимому единству», чтобы не дать стране погрузиться в хаос. С помощью этого призыва ЭКОВАС хочет сказать, что открыт к диалогу с оппозицией. Правда если оппозиция откажется от диалога, к ней применят «санкции». Тем временем корни народного движения глубже, чем об этом думают лидеры западноафриканских стран, а само движение в настоящее время выглядит сплочённым. Что и позволило оппозиционной структуре «Движение 5 июня – Объединение патриотических сил Мали» (M5-RFP) не только отклонить рекомендации, но и не пожать неохотно протянутую премьер министром Мали Бубу Сиссе руку, отказавшись от предложенного им компромисса: отставки тридцати депутатов (две трети из которых, правда, от оппозиции), избранных в результате сомнительных выборов. То, что Конституционный суд в конце апреля признал их недействительными, послужило отправной точкой кризиса и возникновения самого массового со времён государственного переворота в 2012 году протеста. По мнению оппозиции, Экономическое сообщество стран Западной Африки требует действий, не предусмотренных Конституцией, и в то же время препятствует досрочному уходу президента Кейты в отставку во имя соблюдения всё той же Конституции.

Создаётся впечатление, что ни одна из сторон не готова идти на уступки. На самом деле, действующая власть постепенно теряет контроль над страной, в то время как оппозиция продолжает мобилизацию и рассчитывает добиться успеха. Какого успеха? Вот в этом-то и вопрос. Оппозиционная структура «Движение 5 июня – Объединение патриотических сил Мали» (M5-RFP) разнородна по своему составу и включает в себя религиозных и политических деятелей, а также членов гражданского общества. Она возникла в условиях отчаяния, подпитываемого в течение многих лет сложной обстановкой с безопасностью, экономическим маразмом и повсеместной коррупцией, и, вероятно, не так едина, как это может показаться на первый взгляд.

После продолжавшихся в течение трёх дней серьёзных беспорядков, которые начались в Бамако 10 июля, в столице Мали воцарилось относительное спокойствие. Но ненадолго. Передышка закончится в понедельник, на следующий день после праздника Табаски (так называется в Западной Африке исламский праздник Курбан-байрам), когда начнётся новый этап гражданского неповиновения. «Единственным требованием остаётся отставка Ибрагима Бубакара Кейты и отмена его режима», – заявил один из лидеров «Движения 5 июня – Объединения патриотических сил Мали» (M5-RFP) Шогель Майга. Режиссёр Шейх Умар Сиссоко утверждает следующее: «Здесь, в Мали, решается судьба Африки».

О чём точно думал режиссёр, когда говорил эти слова? Об отстранении от власти ИБК или он также намекал на того человека, который считается основной фигурой протестного движения – на приверженца ваххабизма, больше не скрывающего своего аппетита к власти, имама Махмуда Дико? «Народ Мали не смирился и не подчинился. Не нужно пытаться отвлечь нас от борьбы», – сказал этот религиозный догматик после визита премьер-министра к нему домой. «Восстановлением Мали должны заниматься сами малийцы для малийцев», – добавил он, критикуя тем самым иностранное вмешательство.