Профессиональное самоопределение для подростка — сложный и запутанный лабиринт, в котором без подсказок и мудрого наставничества легко потеряться. Темные повороты, за которыми скрывается неизвестность, могут пугать и отталкивать. Но если войти в них вместе с опытным проводником, давно изучившим паутину проходов, это превращается в увлекательное приключение. Помощь знающего помогает преодолевать страх и неуверенность и смело шагать вперед.
Эта метафора демонстрирует важную роль, которую способен сыграть преподаватель английского на занятиях с подростками:
- помочь им глубже задуматься о своем будущем;
- избавить их от нежелательных иллюзий относительно взрослой жизни;
- поддержать их в поиске своего профессионального призвания.
Делимся идеей того, как сделать такие разговоры на занятиях интересными и полезными.
Необычный Youtube-блогер Michelle Khare делает контент под девизом nothing is impossible. Она пробует разные профессии, показывает процесс подготовки к финальному выступлению, тренировки, работу с опытными наставниками. Аудитория наблюдает, как навыки Мишель, необходимые для достижения результата, прогрессируют день ото дня. Однако девушка не скрывает трудности, с которыми сталкивается, иногда сквозь слезы говорит о страхе неудачи или провала. Затем она делает вдох и продолжает идти к цели, не забывая делиться с подписчиками своими размышлениями о том, что это значит — быть агентом ФБР, балериной, пожарником, фигуристкой, космонавтом, шеф-поваром, моделью, актрисой для технологии motion capture и т.д.
Такой учебный материал — не только способ потренировать навыки аудирования. Используя подобный контент на занятиях, мы позволяем подростку глубже погрузиться в многообразие профессий, задуматься о том, как устроена та или иная работа изнутри, кем подросток хочет и может стать в будущем, какими навыками он должен овладеть и как это лучше сделать. Через ролики проходит важная мысль о том, что сделанное, выученное нами в прошлом никогда не станет напрасным. Навыки, приобретенные в одной профессии, помогают быстрее адаптироваться к новому месту работы.
Мишель — разносторонне одаренный человек, благодаря этому она успешно справляется с разными профессиями. Тем не менее работает она не одна. Ей всегда помогают менторы, имеющие десятки лет опыта работы в своей сфере, отлично знающие свое дело. Мысль о том, что мы можем быстрее и эффективнее научиться выполнять новый вид деятельности с помощью наставника также будет включена в обсуждение видео.
В этой статье в качестве примера мы возьмем видео, где Мишель пробует работу ведущей шоу на канале HBO, на 3 недели становится ментором для 18 подростков, помогает им стать сплоченной командой и преодолеть все испытания, приготовленные продюсерами.
План урока
Подростки заранее получают домашнее задание - просмотреть видео I Became A Network TV Show Host и заполнить таблицы 1 и 2. Синим цветом обозначены предполагаемые ответы учащихся.
Таблица 1
Mentors who help Michelle
Таблица 2
Challenges Michelle faces
Начинаем урок с общих вопросов о том, кто такая Мишель, чем она занимается, что она делает в этом видеоролике. 5 мин.
Who is Michelle Khare? What does she do? (a famous Youtube blogger, she has created “Challenge accepted” show where she tries different jobs)
What kind of job is Michelle trying in the new episode? (HBO show host)
What’s the name of a show? (Karma on HBO)
Who are participants? What are they going to do? What is the price? (18 children participate in a show, they are going to compete in teams, there is a money prize)
What should Michelle do? (she is a show host and a mentor for kids)
Далее переходим к обсуждению таблицы 2. После обсуждения каждой строчки задавайте подростку вопросы вроде “Could you do it? Why?” или “What would you do in this case?”. Обсуждение таблицы занимает 15 мин.
После обсуждения таблицы 2 попросите подростка дать описание человека, способного справиться с работой ведущего подобного шоу. Если студент назвал менее 6-7 характеристик, можете выбрать качества, предложенные из списка, и задать наводящий вопрос “Should it be a person who …?”. 4-5 мин.
So, after watching Michelle’s video, try to name the characteristics of a person who can be a show host.
Possible answers:
a person with opinions
a person who asks tough question
a person who can manage people
a person who can be empathetic
a charismatic person
an energetic person
a sociable person
a person who can concentrate in a chaos
a person who can withstand the pressure
a person who can choose right words in a complicated situation
a person who is physically strong
Мнение подростка о работе, проделанной Мишель, его личное восприятие изученного материала, отношение к схожим видам деятельности можно выявить следующими вопросами. 7-10 мин.
How do you feel about this Michelle’s experience?
What do you like? What don’t you like?
What challenges would you like to accept?
What issues / problems would you like to solve?
What abilities and skills are needed for that?
Now you know what it feels like to be a show host. Would you like to try? Why?
Just a few people get this kind of job. But there many other workplaces where the same abilities and skills are needed. Let’s try to name some of them (teachers, psychotherapists, journalists, team leaders, project managers, managers).
What of our list is up to you? Why?
What skills and abilities are needed for those kinds of job?
Перейдем к обсуждению таблицы 1 и напомним подростку, что за профессиональными успехами Мишель стоят ее наставники.
Коротко обсудите данные, которые подросток занес в таблицу 1 и перейдите к следующему списку вопросов.
What do you think of having mentors while you are learning new skills?
Is it better to learn things from somebody experienced or do it by yourself?
Maybe making your own mistakes is also a great way to study?
Далее вспомните о списке профессий, которые студент хотел бы попробовать, и поговорите о том, кто и что может быть для подростка “наставником”.
Talking about the jobs you don’t mind to try. Still you have to learn many things.
Who or what can help with it?
Do you know books about this professions? Which?
Maybe you can subscribe to the specific channels on Youtube. Which?
What podcasts about this job can you listen to?
Do you know people working in this industry? Who?
If no, how to get their contacts?
How can you develop necessary skills? What part-time jobs, hobbies, extra education can you try?
Remember that all skills learned can be applied in different workplaces.
Домашнее задание
Попросите подростка написать отзыв о видео-выпуске, в котором Мишель пробует себя в качестве ведущей шоу. Воспользуйтесь следующим планом.
- Впечатления подростка о выпуске.
- Отношение подростка к работе Мишель.
- Проблемы, которые, по мнению подростка, являются наиболее трудными в процессе работы ведущего шоу.
- Какие качества, проявленные Мишель, достойны особого восхищения?
- Какова роль наставников в проекте? Как они помогли Мишель? Как их опыт повлиял на общий результат?
- Хочет ли подросток попробовать такую работу? Почему?
Говорите ли Вы с подростками о профессиональном самоопределении?
Поделитесь опытом в комментариях!