Найти тему
Что читаем?

Кто живет в «Доме»?

На прошлой неделе закончила читать «Дом, в котором...» Мариам Петросян. Фолиант в 950 страниц читался две с половиной недели. Не скажу, что на одном дыхании – книга все-таки не из простых. Но и заставлять себя не пришлось. Сегодня расскажу, почему стоит прочесть эту довольно трудную работу.

Про сюжет говорить не буду. Причина проста – как такового его и нет. В книге описывается жизнь детей из школы-интерната для инвалидов. Детки есть разные: у кого-то физические отклонения, у кого-то – психические. А некоторых отдали сюда из-за сложного характера «чтобы не мешали». Стоит упоминать о том, что внимания и любви ребятам не хватает?..

Живут они практически самостоятельно, несмотря на наличие взрослых воспитателей. Их коллектив можно назвать маленьким государством со своими вожаками, негласными лидерами, «взрослыми» и отбросами. Они все разные, причем не только из-за проблем со здоровьем. У каждого ребенка есть свои интересы – кто-то вяжет свитера, кто-то учится играть на гитаре. Но всех их объединяет одно – страх...

Что же есть Дом? Для ребят это не просто здание, в котором они живут. Это целый мир, который может принять тебе или отвергнуть. И неизвестно еще, что лучше. Несмотря на то, что законы в коллективе довольно жестокие и убийства не редкость, сам Дом еще жестче. Он легко может заманить в свой потусторонний мир, именуемый Лесом. В нем ты будешь тем, кем всегда мечтал. Но не факт, что ты оттуда выберешься. Ибо многие остаются в Лесу навсегда.

Вообще этот параллельный мир сбивает с толку, когда читаешь. До последнего ждешь, что тебе объяснят, что это за Лес, что в нем происходит и зачем он вообще нужен. Однако автор оставляет эту нишу свободной для читающего. Подумайте сами, как вы поняли смысл потустороннего мира, и такая мысль будет верной. Я нигде не нашла какой-то единой трактовки этого мира, потому пришла к выводу, что каждый сам определяет для себя его смысл.

Так кто же живет в Доме? Если честно, то ребят мне трудно считать детьми. Во-первых, в книге нет ни малейшего намека на их возраст. А во-вторых, все те дела и проблемы, которые падают на их плечи и с которыми им предстоит разобраться, уж точно не назовешь детскими. Но все же, несмотря на максимальную взрослость их суждений и решений, где-то глубоко внутри каждого есть малыш, которого отлучили от родного дома, мамы с папой, тепла и уюта и засунули в жестокий и холодный Дом. И этот самый Дом стал для них целым миром со своими законами и правилами. Выйти из Дома – это что-то нереальное. Внешний мир (или, как его называют в книге, Наружность) пугает. Наружность неизвестна, ее знают только пара человек, которые периодически туда сбегают. Для остальных Наружность – это что-то страшное, неизведанное и ужасное. Ребята не представляют свои жизни там, ведь вся их жизнь в Доме. Да и Дом не отпускает. Поэтому выпускной год – самый сложный. Именно тогда приходится вновь делить власть в Доме, а самому Дому приходится решать, кого оставить в Лесу, а кого можно отпустить...

А детям страшно. Да, в Доме они довольно самостоятельны – сами решают свои дела, сами организовывают и развлечения, и казни. Но к жизни в Наружности они не готовы. Они даже не представляют, что там происходит и как там жить. И это их пугает до смерти (в прямом смысле этого слова). Проще затеряться в Лесу, срастись с Домом в единое целое, чем выйти в Наружность.

Мой вердикт – книгу стоит прочесть. Если вы читали «Повелителя мух» или «Школу для дураков», то вам «Дом» может понравиться. Мне он очень напоминает эти две книги. Ибо в первой показано похожее строение общества, состоящего из детей. А во второй речь идет также о насовсем здоровым детках. Да, книга мрачная, трудная и тяжелая. Но довольно интересная. Возможно, в некоторых ситуациях в узнаете себя. Ведь каждому из нас бывает страшно перед неизведанным... Рекомендую!

Ставьте лайк и подписывайтесь, если любите читать. А в комментариях можем обсудить с вами это произведение.