История ислама равна истории мусульманской благотворительности. Как известно, даже среди пяти столпов ислама присутствует закят, который является обязательным годовым налогом в пользу бедных и направлен на решение множества социальных проблем. В Коране закят, как и намаз упоминается 27 раз. Вспомним, что в исламе также есть такое понятие, как садака — необязательное пожертвование в пользу нуждающихся.
О важности благотворительной и социальной работы в исламе говорит и тот факт, что сама сущность ислама пронизана любовью к ближнему. Ведь для решения социальных проблем необходимы не только денежные вложения, но и душевное участие, моральная помощь и забота. За всю историю существования мусульманских общин основной их характеристикой были: бескорыстная поддержка, доброта и взаимопомощь. Эти понятия являются нормой для любой исламской общины в любом регионе мира.
Одним словом, можно сказать, что благотворительность предписана исламом. Данное предписание на практике вылилось в то, что в мусульманском мире социальная работа стала реализовываться через специальный институт — вакуф (в переводе с арабского языка — остановка, приостановление, удержание). Вакуф — это имущество, переданное частными лицами или государством на религиозные или благотворительные цели. В вакуф может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество, но лишь приносящее пользу (доход) и нерасходуемое (например, в вакуф не могут быть переданы деньги). Человек, который передал свое имущество в вакуф, называется учредителем вакуфа.
Существует два варианта вакуфа:
- законный вакуф, основанный на мусульманском праве, предполагает полную утрату учредителем прав на переданное имущество;
- обычный вакуф (вакфалет), закрепляет за потомками учредителя право получения части дохода от вакуфа. Как отмечает известный специалист по истории вакуфов Павел Шлыков, собственность, переданная в вакуф, трактуется как благотворительное учреждение, доходы от которого тем или иным образом идут на нужды мусульманской общины. Получателями доходов от вакуфов могли быть как отдельные лица (в том числе родственники вакифа, а также их потомки), так и группы людей (например, нуждающиеся, проживающие в том или ином городском квартале), а также общественно-религиозные и социальные институты (мечети, медресе, больницы и т. д.)
То, что стало вакуфом, уже нельзя продать, подарить или наследовать, отсюда становится ясным одно из значений арабского слова «вакф» — «остановка, задержка», отмечает Шлыков. Фактически, в мусульманском мире во многом именно через данный институт реализовывалась доктрина социального служения. Более того, вакуфы стали той материальной базой, благодаря которой мусульманские общины порой вообще могли функционировать.
Как пишет выдающийся отечественный историк-исламовед, специалист по вакуфам Олег Большаков, «превращение вакфов в основной источник существования культовых учреждений (примерно с XII в.) способствовало профессионализации и консолидации лиц, связанных с мусульманским культом, в особую социальную группу, которую условно можно назвать мусульманским духовенством. В XIX в. в Османской империи примерно 1/3 всех земель относилась к категории вакфов».
По мнению специалиста по исламской экономике Рената Беккина, с большой долей вероятности можно утверждать, что вакф послужил образцом при создании института доверительной собственности (trust) в английском праве. Одной из наиболее жизнеспособных версий является та, согласно которой вакф попал в Англию через Сицилию, где господствовали арабы, а потом было создано норманнское королевство. Так, например, отмечает Беккин, Оксфордский университет был учрежден в соответствии с механизмом, сходным с тем, что лежит в основе вакфа.
История мусульманского мира свидетельствует о существовании большого числа разнообразных вакфов, способствовавших развитию медицины, образования, позволявших обеспечивать нуждающихся продуктами первой необходимости.
Статья из книги "Благотворительность- ключ к счастью" Автор статьи Илдар Баязитов - Председатель Совета благотворительного фонда "Ярдэм"