Найти в Дзене
Русский понтифик

Работа по добру, работа по принуждению

Многие после наступления кризиса потеряли свою порой единственную работу. Но при том существуют много открытых вакансий которые не закрывались до кризиса, и не закрываются когда кризис идёт. Не смотря на безработицу многие должности остаются не занятыми. На что не скончаемо жалуются бизнесмены. Так поговорим же про эти должности и людей что до них не доходят. Почему так случается.

Кто обычно не могут найти себе работу? Люди без опыта, зачастую студенты, причём зачастую не только ВУЗов но и СУЗов. Как нам пишет Коммерсант

В минувшем феврале на молодежном рынке труда случился обвал: вакансии сократились на 42 процента к февралю прошлого года. В декабре 2019 года уровень безработицы среди людей в возрасте 20–24 года составил 15,1 процента, а среди подростков15–19 лет — 22,1 процента. В I квартале 2020 года на hh.ru ежедневно в среднем было более 37 тысяч вакансий начального уровня, а число резюме превышало 468 тысяч. Средний конкурс составил 13 человек на одну вакантную должность.

Но при взгляде на эти начальные должности мы видим лишь печальную картину. Вот пример из города Ярославль, как ни как столица области, столица Золотого кольца

На этом скрине более-менее нормальная(объясню ниже) работа это помощник на склад
На этом скрине более-менее нормальная(объясню ниже) работа это помощник на склад
Продованы и "менеджеры" на телефонах, да да те звонки "У нас новая услуга дай нам тысячу и будешь должен ещё три."
Продованы и "менеджеры" на телефонах, да да те звонки "У нас новая услуга дай нам тысячу и будешь должен ещё три."
Более мене только Портье
Более мене только Портье
Колл центровские звонилы и впариватели
Колл центровские звонилы и впариватели
Работа в общепите и ... звонилы
Работа в общепите и ... звонилы
официанты  и звонилы... звонилы... На одну из них меня даже пригласили :-)
официанты и звонилы... звонилы... На одну из них меня даже пригласили :-)

Собственно говоря, вот и все представленные на рынке труда вакансии для людей без опыта только, что вышедших на рынок труда за своей первой работой. Несомненно это не все представленные вакансии в Ярославле. Далее идут продавцы(работники торгового зала, звонилы, грузчики, продажники, кассиры, барыги, мерчендайзеры, звонилы, ну ещё несколько вакансий обманок от сетевух в виде тяньшистов в которых суть опять же впаривать), курьеры в самые разные компании, но все они отличаются для самих курьеров только цветом, все эти ремонтники пластиковых окон. Анализируем:

АБСОЛЮТНОЕ большинство вакансий в сфере продаж, даже которые не связаны с продажами, например консультирование, всё равно завязаны на продажах, причём продажах массированных (за день работы в колл центре оператор обзванивает не менее 100 номеров, а иногда и 300), стрессовых и зачастую продажу того, что никому не нужно. Не агрессивные же продажи представлены работниками магазинов, но тут опять часть продавцов консультантов имеет значительную часть сделки от выполнения плана продаж и вроде бы консультирование всё равно сваливается в продажи. Даже официантов порой заставляют продавать.

Продажи, такие они продажи...
Продажи, такие они продажи...

Все представленные вакансии очень сложные в психологическом плане. Сколько человек в день пошлют телефонного продавана или сотрудника на входящей линии(которые то же имеют план продаж) в пешее эротическое? 5? 10? 20? А сколько недовольства от покупателей выслушивает кассир? Продавец консультант? Даже те кто не связан с продажами получает зачастую огромную долю негатива. Тот же официант много раз выслушивает недовольных и просто неадекватных клиентов, а курьер недовольных получателей, которым что-то не понравилось. При этом следует понимать, что официант не отвечает за качество блюд, ну ни как, он ни как не может повлиять на их вкус и полезность. А курьер не отвечает за то, что в ваш заказ что-то не положили. И эти люди отвечают не за свои косяки. Да и грузчик зачастую получает кучу нелестных выражений по поводу, что работы много и он не выполняет её. Да и их всех предупреждают что не надо принимать на свой счёт, ругают не тебя, Петю, Ваню, Таню, а некое ООО "Ромашка". Но это лишь лукавство весь уровень негатива находятся именно на этих вакансиях.

Ругань и недовольство зачастую это единственное что слышит работающий.
Ругань и недовольство зачастую это единственное что слышит работающий.

2/3 вакансий ко всему выше описанному ещё тяжелы и физически. Кассиры, консультанты, официанты и прочие зачастую ещё и выполняют работу грузчиков, которая не лёгкая, порой становятся мерчендайзерами и работниками торгового зала, вороша коробки с тяжёлой техникой, мешки с овощами, ящики с бутылками алкоголя и прочие. Не говоря о довольно продолжительных сменах на работе которые в ритейле могут достигать по 13-14 часов в день при графике 5/2. Но при этом эти два выходных зачастую не постоянны и плавают по неделе, или вообще отменены по прихоти начальства. Курьер же бегает(ездит) довольно много и таскает на себе совсем не лёгкие коробы. Про грузчиков, работников торговых залов говорить уже ничего не стоит. То есть зачастую такая работа выматывает и психологически и физически.

тяжёл труд грузчика...
тяжёл труд грузчика...

Оплата всех этих вакансий одинаковая, или как минимум находит в одном диапазоне. И оплата эта составляет 18000-21000 при этом в ритейле примерно от 17000 до 20000 а в продажах 20000-22000. Опять же это данные по провинциальным городам, не Москва и не Петербург. Курьеры и прочие работники которые сами выбирают себе график и работают в зависимости от часов имеют свои зарплаты однако при одинаковом графике с остальными курьеры получают примерно как работники ритейла, а операторы колл центров как продажники.

И так проанализировав эти вакансии с точки зрения работников, переходим к анализу с точки зрения работодателей. Сделаем это кратко:

Все эти должности являются линейным персоналом, то есть синими воротничками, самыми массовыми в наборе.

Так же эти должности с самой большой текучкой, ритейле она достигает 48% а то и всех 72%(персонал обновляется почти полностью) в год. Есть компании где цифра текучести 100 и 200 процентов. То есть люди на них не задерживаются.

Очень плохая продуктивность работников, хроническое невыполнение планов, грубость по отношению к клиентам, низкий уровень сервиса, лень, не желание работать в принципе.

Вот от нежелания работать в принципе я и поведу основной вывод своей статьи, а именно разделение работы на условно каторжную и нормальную.

Почему люди устраиваются на работу к которой так быстро перегорают к ней и покидают её? Так же стоит заметить, что в трудовых книжках людей очень много мест работы на аналогичных должностях(начал касиром в пятёрочке, потом ушёл в магнит работником торгового зала, затем продавцом консультантом в эль дорадо и вот он уже в дикси устраивается кассиром в новь, но то же явно не на долго) То есть человек, как бы не меня должность меняет её, вечно прыгает. Почему так? Ответ простой-это работа вынуждена но не желанна. Человек устраиваясь на неё не хочет на ней работать. Это такая работа из под палки, только палкой или кнутом становится жизнь, в лице той или иной финансовой вынужденности. По сути это не работа, а каторга, только это каторга на которую осуждены были не судом а самой жизнью.

Почему некоторые должности есть каторга? И как это отражается?

Вот такая она, суть работы то современной.
Вот такая она, суть работы то современной.

Так как данная работа является вынужденной, то есть простыми словами с ней плохо, а без неё вообще ужасно. То после пропадания это внешнего ужасного фактора(ипотека, желание купить что-то конкретное) и смысл в этой работе пропадает. Ведь что главное главное на каторге? Это не хорошая и плохая работа, а желание уйти с неё. Каторга тяжела и психологически и физически. Ни один каторжанин не желает рудиться на ней. Ни какой молодой работник на линейных должностях в принципе не хочет на них трудиться. И как срок выходит с неё бегут.

Другая её особенность это огромные планы, порой, просто не выполнимые и многомерные, особенно это касается продаж, зачастую на всех линейных должностях работа очень зарегулированная, много инструкций и обязанностей(широко распространённое в ритейле, когда один человек и грузчик и кассир и ценники выставляет или менеджер по продажам должен попутно подгонять и отвечать за логистов и отдел качества, становясь таким мастером на все руки и мальчиком для битья), а следовательно и штрафами за их не выполнение. Работник видя это просто плюёт на премию и работает за оклад, так как что бы заработать оклад надо лишь приходит на работу трезвым и вовремя и ты получишь свою минималку. А вот за премию надо трудиться и зачастую неоправданно много трубиться. То есть получить 11-12 тысяч становится проще чем получить к ним прибавку в виде 500 рублей. И что разве этого работник будет рвать задницу? Да он лучше ещё 3-4 смены отработает. Тем более что приложенные усилия могут просто не дать результатов: Товар не продастся, план не выполнится, клиент будет не довольным, начальство накричит, премии лишат. Ну и зачем рвал задницу? Да на тебя чуть меньше наорут, но в таком потоке негатива +1 или -1 ругательство уже роли не играет. А те усилия довольно серьёзны.

Следовательно, на всех линейных вакансиях очень, ОЧЕНЬ, затруднено почти не возможно получить повышение.

  1. Оно достигается только выполнением плана, а это уже очень много усилий требует.
  2. Во вторых из-за текучки кадров и огромного количества откровенно посредственных сотрудников руководству выгоднее держать хорошего работника на низших позициях, иначе там либо никто не будет работать, либо будут работать ужасно.
  3. Количество свободных позиций для повышения очень ограничено, многие компании имеют довольно плоскую структуру особенно на низшем и среднем уровне, подобную плантациям где на 50, а то и на 100 рабов был один надсмотрщик из рабов(каторжан), а над ним уже работники хозяев(администрация). В современных же реалиях зачастую ещё усугубляется "псевдо повышениями" это когда тебя как бы повышают, даже делают прибавку, но прибавка очень мала, а обязанности остаются те же (звонить клиентам, таскать ящики на равне со всеми), но и прибавляется ещё и работа с коллективом(обучение, руководство). И получается, что ты, как бы повысился, но, по факту, ты выполняешь ровно тот же перечень задач+доп задания.

И подитожив всё выше сказанное можно тем что всё это присутствует на всех работах. То есть они одинаково тяжелы. Одинаково невыполнимы планы, одинаково переполнены обязанностями и штрафами. И самое главное одинаково оплачиваются. Потому выбора между ними как бы есть и нет, так как на всех них тебя ждёт одно и то же, бесполезно выбирать между колл центрами разных компаний, так как там ты будешь впаривать пусть разную, но хрень, или принимать пусть разные, но одинаково грубые претензии с одинаковыми ругательствами. И у всех будет план кросс продаж попутно и у всех будет задача не допустить отключения платных услуг. В продуктовом ритейле совершенно не важно в пятёрочке ли ты, магните, перекрёстке, или дикси. Они торгуют одним и тем же товаром с одних и тех же баз, выращенных на одном поле. Официантам всё равно какой кухни ресторан обслуживать, всё равно уровень готовки везде одинаковый и средний клиент один и тот же-массовый, забредший. А грузчикам всё равно что грузить, будь это 50 килограмм пуха или железа, для них всё 50 кг. Баристе всё равно в какой точке работать и на какую компанию, потому что оборудование или одно и то же или очень похоже, кофе одно и то же, только цены разные и охват посетителей, одинаково массово обезличенных. Курьеру всё равно на кого работать на зелёных или на жёлтых, так и так по одним и тем же точкам кататься и ходить, и клиенты такие же.

А если оплата одна и та же а работа одинаково каторжная, то выбор зачастую не принципиален и сосредотачивается только на минимальных разницах в фактических оплатах труда, даже на 500-1000 рублей. Ведь почему же за то же самое не получить пусть чуть чуть, но побольше? Или перейти поближе к дому, это и выгодно по деньгам, не надо платить за транспорт, и удобнее можно больше поспать и больше времени остаётся после работы. Почему же за одно и то же не получить чуть больше комфорта? Опять же переводя на аналогию с каторгой. Какая разница в какой шахте работать угольной или железной? И там и там тебе будет тяжело и голодно. Так почему же работник должен уведомлять эйчара который ему предложил "железный" рудник, а работник пошёл на "угольный"? Что соискатель теряет или получает? Ничего.

Именно в каторжности подобных работ и даёт такой низкий уровень сервиса, так как он не интересен работнику, да и покупатель из-за массовости подобных работ зачастую занимает положение не выше того кто работает в этом заведении. Да, покупатель не барин, и продавец не барин, так почему один должен хорошо и на совесть служить другому? Да чернь прислуживает господам, но чернь черни не служит. Низшие служат высшим, но низшие низшим-никогда. От сюда и повальный плохой сервис. Ну не должны равные служить равным, тем более равно презираемые, каторжане никогда ранее не относились с пиететом друг к другу, не вили вежливых разговоров. Так почему же должны сейчас?

Каторга-это тюрьма. А в тюрьме между заключёнными далеко не братские отношения.
Каторга-это тюрьма. А в тюрьме между заключёнными далеко не братские отношения.

И в завершение скажу что стоит в среде этих каторжных вакансий появиться одной, скажем, "Ответственного по пропускам" в чьи обязанности входит лишь смотреть за входящими и выходящими два раза за смену и может быть немного по мелочи в промежуток между началом и концом, а всё остальное время залипать в ноуте планшете или ноутбуке. Да порой ему приходится бегать сдавать отчёты и на подпись к руководству по поводу новых пропусков. Но всё это легче и физически и морально, нет планов, нет ругани или она минимальна, да нет и повышения, но его и нигде по сути нет. Но зато есть те же 20000 так почему бы не перейти на эту не каторжную, а нормальную работу? Вопрос риторический.