Найти в Дзене
КиноНытик

Звездный час Филатова и первая откровенная сцена в советском кино: как снимали «Экипаж»

В июле 1980 года – ровно 40 лет назад - на экраны вышел первый фильм-катастрофа в СССР – «Экипаж», снятый режиссером Александром Миттой.

У отечественной киноиндустрии не было опыта создания подобных кинолент в отличие от Голливуда, который уже вовсю «осваивал космос». Митта приложил невероятные усилия, чтобы довести процесс до конца и выпустить фильм в широкий прокат.

ОТ «ЗАПАСА ПРОЧНОСТИ» ДО «ЭКИПАЖА»

В июне 1976 года на киностудию «Мосфильм» подана заявка на написание сценария под названием «Запас прочности», на которые подрядили двух мэтров отечественного сценарного дела – Юлия Дунского и Валерия Фрида, с которыми Митта уже работал над фильмами «Гори, гори моя звезда» и «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».

Заявку одобрили, после чего полтора года ушло на создание оригинального сценария. Подготовка к съемкам началась только весной 1978 года. После того, как материал отсняли и составили черновую сборку, прокатчики заявили, что название не соответствует сути фильма, его нужно сменить на более яркое.

-2

Думали долго, Митта даже деньги предлагал за самое подходящее название. И вот кто-то из съемочной группы предложил: фильм про экипаж, они тут – главные герои, значит так и надо назвать.

ЗАМЕНЫ НА ПЕРЕДОВОЙ

«Экипаж» - сложный фильм с технической точки зрения, специфика авиации не позволяла киношникам самим просчитать все детали полета. Поэтому режиссер Александр Митта попросил заместителя министра авиации Виталию Павлову, чтобы на съемкам присутствовали консультанты. Либо, в крайнем случае, давали советы по конкретным ситуациям по телефону. Павлов откликнулся на просьбу.

Съемки стартовали в начале зимы в 20-градусный мороз в холодном салоне лайнера в столичном аэропорту «Внуково».

На главные роли изначально были утверждены Алексей Петренко, Елена Проклова и Николай Караченцов. Но всех троих пришлось заменять: Петренко отказался сниматься, не объяснив причину, и тогда в фильм позвали Георгия Жженова.

Караченцов отказался от роли из-за занятости в театре: у него были два свободных дня в неделю, но работа над фильмом требовала больше времени. Его заменили на Анатолия Васильева, сыгравшего роль второго пилота.

-3

По причине занятости отказалась и Елена Проклова. Тогда позвали студентку Александру Иванес, которая во время съемок вышла замуж и стала Яковлевой. Уже во время съемок фильма от участия в нем отказался Олег Даль: он заявил, что не справляется с ролью – потому что это не его персонаж. В то время актер был закодирован, у него был постоянный тремор, бессонница и нервное истощение. Его уговаривали остаться, но Даль просто сказал: «Я болен» и ушел.

ЛОЖИСЬ В ПОСТЕЛЬ

Съемки после ухода Олега Даля полностью остановили: нужно было срочно искать замену. И тогда Митта подумал про Леонида Филатова, его уже звали в фильм на роль бортинженера Игоря Скворцова, но он отказался. Но тут удалось уговорить.

С Филатовым и Яковлевой любовных сцен сняли в два раза больше, чем в итоге вошло в фильм – цензоры строго подошли к отбору материала. Да и сам Филатов сильно стеснялся и в этих сценах играл в штанах.

А вот Яковлева не стеснялась: сказал Митта раздеваться – актриса разделась и легла в постель. Студентка была рада роли, так как из института ее выгнали за прогулы и срывы репетиций. Также она вела себя и на съемках. Как вспоминал позже директор картины, она не раз подставляла Митту.

-4

ХВОСТ

Для фильма съемочной группе подарили настоящий лайнер, до этого летавший из Киева и Москву. Правда, самолет был неисправен, но для фильма вполне подошел. После того, как в нем сняли все нужные сцены, борт подожгли для красивой сцены. Но не успели снять, так как подожгли от окурка раньше времени – в фильм вошли только остатки пожарища.

Второй самолет нашли в Омске, правда от сгоревшего там лайнера остался только хвост, который перевезли в Москву. Эпизод с ликвидацией аварии в воздухе снимали в этом хвосте.

ФИНАЛ

В сценарии фильма была прописана сцена, где командир экипажа в исполнении Георгия Жженова умирает после стресса на глазах зрителей от приступа. Но стазу два министра – кино и транспорта стали убеждать Митту, что герой должен остаться жив.

-5

Режиссер ответил, что в смерти героя нет ничего плохого, добавив, что все умрут, и вы умрете, добавив после паузы: «И я умру». Шесть недель режиссер боролся за свой вариант финала, но командир экипажа остался жив.

Фильм вышел в прокат ровно 40 лет назад – в июле 1980 года, собрав огромную кассу: его посмотрели больше 71 миллиона зрителей. А Леонид Филатов и Александр Яковлева стали звездами первой величины.

Друзья! Не пропустите свежие тексты - подписывайтесь на канал.

Спасибо за уделенное внимание – ждем вас снова на канале «КиноНытик».