Несколько лет назад ЭКО включили в список процедур, выполняемых по полису обязательного медицинского страхования. Сколько ждать своего чуда и как получить его мы выяснили у специалистов-репродуктологов.
Недетские расходы на детей
ЭКО — экстракорпоральное оплодотворение — сегодня для многих единственный возможный способ родить ребенка. По данным медиков, в Свердловской области 18–20% супружеских пар репродуктивного возраста не могут забеременеть без помощи вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). Если от безликих процентов перейти к цифрам, получится 100 000 семей.
Стоимость процедуры ЭКО по прайсу клиник, занимающихся ВРТ, — от 125 тыс. руб. Учитывая, что до наступления беременности некоторые пары делают не одну попытку, рожденные в итоге дети становятся действительно «золотыми». Позволить себе такие расходы могут далеко не все.
В 2007 г. в Екатеринбурге начала работать программа квотирования, которая позволяла сделать ЭКО за счет государства. Всего в тот год провели 107 таких продецур.
Дмитрий Мазуров, заведующий отделением ВРТ ФГБУ «НИИ ОММ» Минздрава России рассказал, что с тех пор ежегодно в Свердловской области в очередь на бесплатное ЭКО встает около 3000 человек. Количество квот, которые свердловские клиники могут сделать по ОМС, чуть меньше — 2700–2900 в год. На очередь это практически не влияет: и в начале, и в конце года цифра примерно одна и та же — те самые 3000 человек. Просто на место тех пациентов, кто уже получил квоту, приходят новые.
В среднем, попав в список на получение квоты, пара ждет судьбоносного звонка около года.
При этом, по словам экспертов, в Свердловской области ситуация с «бесплатным» ЭКО — одна из лучших в России.
Женщины, получившие квоту, сами вправе выбирать, в какой клинике они будут проходить процедуру.
«У нас есть «репродукционный туризм» — когда жители одного города едут на ЭКО в другой: кто-то к определенному врачу, кто-то уже все клиники в своем городе прошел», — уточняет Дмитрий Мазуров.
В ОММ, к примеру, приезжали пациенты из 16 регионов России, причем не только из соседних областей, но и из Красноярского края.
Как войти в программу
Встать в очередь на ЭКО особого труда не составляет. Тем более в нашей области. «У нас этот механизм очень хорошо отработан, во многом благодаря межмуниципальным кабинетам по бесплодному браку, созданных стараниями Елены Николаевой, главврача КДЦ ОЗМР», — поясняет Дмитрий Мазуров.
Диагноз «бесплодие» ставится супружеской паре в консультации по месту наблюдения в случае, если беременность не наступает в течение 12 месяцев регулярных отношений. Врачи из консультации (либо гинекологи в частных клиниках), выявив проблему, направляют пару в межмуниципальный кабинет по бесплодному браку (МКББ).
Там пара совершенно бесплатно сдает анализы, необходимые для установления причины бесплодия. По результатам обследования врачи определяют причину и возможные методы — гормональная терапия, искусственная инсеменация и проч. Но в рамках ОМС оплачивается только ЭКО.
Показания для проведения ЭКО:
- мужское бесплодие, связанное с качеством эякулята;
- бесплодие, обусловленное состоянием или отсутствием маточных труб;
- бесплодие, объясняющееся отсутствием овуляции;
- бесплодие, вызванное эндометриозом, а также бесплодие неясного генеза.
Если этот метод — единственный возможный вариант для пары, в МКББ оформляют все необходимые документы и отправляют их на комиссию в областной Минздрав. Дальше комиссия ставит пару в очередь на ЭКО. Очередь эта открытая: проследить продвижение можно на сайте, если ввести свои данные. Данные обновляются примерно раз в два месяца.
После звонка о получении квоты необходимо выбрать клинику, записаться на первичный прием, сдать анализы (список есть в МКББ) и затем идти к репродуктологу. Возможно, перед ЭКО потребуется еще какое-то лечение — квота от этого не теряется.
Претендовать на помощь государства в улучшении демографической ситуации могут не только супруги, но и одинокие женщины — если для этого действительно есть показания. Отсутствие партнера — не показание: для такой ситуации есть другая ВРТ — искусственная инсеминация спермой донора. А вот если и в этом случае беременность не наступила — это уже повод для ЭКО.
К кому идти за малышом
Свердловские репродуктологи в конце 2015 г. озаботились созданием единого регистра женщин, прошедших процедуру ЭКО в рамках ОМС.
Надежда Башмакова, главный акушер-гинеколог УрФО, директор ФГБУ «НИИ ОММ» Минздрава России:
— Мы решили создать своеобразный рейтинг эффективности клиник. Для измерения эффективности мы используем термин, принятый в западных странах, — take home baby (взять ребенка домой, — прим. ред.): сколько процедур ЭКО закончились успешными родами, сколько в результате детей уехали домой. Сейчас пациент вправе выбирать клинику, в которой он хочет проходить процедуры, но и государство должно иметь возможность выбирать, в какую именно клинику вкладывать деньги. Чем выше эффективность, тем должно быть больше квот.
По словам Надежды Башмаковой, очень хороший показатель для клиники — 25–30%, то есть на 100 процедур ЭКО — 25–30 новорожденных.
В нашей стране получить государственную помощь на лечение бесплодия через процедуру ЭКО можно в любом возрасте. Хотя в большинстве западных стран этот возраст ограничен 38 годами. Позже тоже можно — но за свои деньги. Результативность ЭКО напрямую зависит от возраста пациентки.
Чтобы улучшить контроль над «бесплатным» ЭКО, по решению областного Минздрава с 2017 года все пациентки, получившие в Свердловской области помощь по госпрограмме, направляются на роды исключительно в НИИ ОММ.