Мы нередко используем термин «платформа» применительно к моделям разных брендов с общими узлами, агрегатами и технологиями сборки. Например, рассказывая о Volkswagen Passat и Skoda Superb. А некоторые и вовсе вспоминают в этом контексте бэйдж-инжиниринг, когда, например, Mazda MX-5 вдруг становится Fiat 124 Spider.
Но сегодня речь пойдет о сотрудничестве другого рода. Скорее даже о взаимопомощи автопроизводителей при разработке новинок. О тех ситуациях, когда, преодолев гордость, обращаешься к конкуренту, потому что собственные ресурсы исчерпаны, а у соперника больше опыта в той или иной сфере.
Opel + Porsche = Zafira (1999)
Когда в следующий раз увидите старую «Зафиру», не смотрите на нее с пренебрежением. Ведь это своего рода минивэн от Porsche. Решив построить семейный однообъемник, Opel поручил разработку инженерам из Штутгарта. Собственные в это время были заняты проектированием «Корсы», «Астры» и «Вектры».
В итоге Opel Zafira первого поколения оказалась настолько хороша, что, будучи более крупной, высокой и к тому же семиместной, ехала лучше «Астры». А продавалась, говорят, успешнее «Вектры».
Dodge + Lamborghini = Viper (1991)
Плакаты с Lamborghini Diablo и Dodge Viper в 1990-х годах украшали стены комнат многих мальчишек. Но мало кто из них знал, что лютый американский суперкар не появился бы на свет без помощи Lamborghini.
Во-первых, потому что разработкой и постройкой двигателя V10 для серийной «Гадюки» занимались специалисты итальянской компании, тогда находившейся под крылом «Крайслера». А во-вторых, за дизайн обоих культовых автомобилей отвечал один и тот же человек – Том Гейл.
Rolls-Royce + Citroen = Silver Shadow (1965)
Кто бы мог подумать, что производитель роскошных автомобилей из Великобритании обратится за помощью к французскому бренду, известному массовыми моделями. Однако, это случилось перед тем, как в 1965 году Rolls-Royce выпустил Silver Shadow.
Дело в том, что Citroen тогда как раз продавал модель DS с мягчайшей гидропневматической подвеской. И в стремлении обеспечить новой модели великолепную плавность хода Rolls-Royce заплатил французам за использование компонентов их чудо-шасси в своем седане.
Mercedes-Benz + Tesla = B-class Electric Drive (2014)
Когда перед Mercedes-Benz возникла необходимость отреагировать на растущий интерес к электромобилям, немцы пошли по кратчайшему пути. В 2009 году они купили 10% акций компании Tesla, которая к тому моменту уже выпускала серийно Roadster и как раз только представила Model S.
Плод сотрудничества не заставил себя долго ждать. В дополнение к более чем тысяче Smart Fortwo Electric Drive с разработанными «Теслой» батареями была запущена электрическая версия компактного «Мерседеса» B-класса в кузове W246. Правда, вскоре после дебюта модели немцы продали акции партнера. А в следующем поколении машина уже получила гибридную силовую установку собственной разработки.
FIAT + Saab = Panda (2003)
FIAT снискал славу производителя маленьких машин. Но серьезного опыта в создании легковых полноприводных трансмиссий у итальянцев не было. Поэтому при разработке первой Panda 4x4 они обратились за помощью к австрийцам из Steyr-Puch.
Когда спустя 20 с лишним лет Fiat Panda сменил поколение, компании вновь потребовался помощник в проектировании версии со всеми ведущими. Тогда на выручку пришли инженеры фирмы Saab. Нет, они не больше других преуспели в области трансмиссий 4х4. Просто ценник шведов оказался самым выгодным.
Renault + Peugeot = Espace (1984)
История появления первого Renault Espace может потягаться с иными мыльными операми. Идея постройки минивэна еще в 1970-х годах возникла у британского дизайнера Фергуса Поллока, работавшего в тот момент на Chrysler. К реализации проекта подключилась Matra – «дочка» компании Simca (обе марки входили в крайслеровскую империю).
Espaсe должен был стать заменой малоизвестной у нас Matra Rancho, но в 1978 году Chrysler продал британское отделение вместе с «Симкой» и еще не вышедшим MPV альянсу PSA. Французы вскоре открестились от проекта минивэна как от слишком дорогого и рискованного. Но ситуацию спасла передача доли PSA в компании Matra конкурентам из Renault. Тогда-то Espace получил, наконец, одобрение и пошел в серию.
Ford + Yamaha = Puma (1997)
Производитель мотоциклов Yamaha одно время всерьез размышлял о выпуске собственного автомобиля, дабы было что противопоставить конкурентам из Suzuki и Honda. Но в итоге компания ограничилась лишь работой над двигателями. В их числе – 1,7-литровая «четверка», которую ставили на маленькое купе Ford Puma.
Логистика у процесса была интересная: блоки моторов изготавливали в Германии и затем отправляли в Японию. Там спецы «Ямахи» наносили на поверхности цилиндров никасил (специальное антифрикционное износостойкое покрытие), после чего собирали двигатели и отправляли обратно в Кельн, где выпускали «Пумы».
Sinclair + Lotus = С5 или Car5 (1985)
Если кто-то у нас и слышал о Клайве Синклере, то как об экс-владельце компании, выпустившей один из первых персональных компьютеров – ZX Spectrum. А в 1985 году британский бизнесмен решил создать маленький одноместный электрокар. И хотя автор идеи называл Sinclair С5 автомобилем, по сути это был педальный трицикл с электроприводом и мотором от стиральной машины.
Имя Lotus Cars засветилось в этой истории в качестве проектировщика шасси трехколесного недоразумения мощностью в треть лошадиной силы. И это была отнюдь не лучшая работа автопроизводителя. Благо просуществовала она недолго: в том же году проект свернули по причине банкротства компании Sinclair Vehicles.