2,6K подписчиков

Золотое сечение в живописи

11K прочитали

Ни одно гармоничное и радующее глаз художественное произведение невозможно создать без знания правила золотого сечения. Иногда композиция картины у начинающих художников получается интуитивно удачно, автор пытается повторить свой успех и не может. Это связано с отсутствием знаний о последовательности Фибоначчи и золотом сечении.

Леонардо Пизанский или Фибоначчи (примерно 1170-1250гг) первым заметил и наглядно выразил в формулах природные закономерности золотого сечения, хотя ранее некоторые рассуждения на этот счет уже встречались у Евклида и других ученых, а позднее их развил Леонардо да Винчи.

Монах Фибоначчи обратил внимание, что в природе встречается четкое пропорциональное отношение веток и листьев растений.

Выразить их можно последовательностью: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и так далее.

Ни одно гармоничное и радующее глаз художественное произведение невозможно создать без знания правила золотого сечения.

1 + 1 = 2, 1 + 2 = 3, 2 + 3 = 5, 3 + 5 = 8, 5 + 8 = 13, 8 + 13 = 21 ...

Наверняка вы любовались совершенством природы, рассматривая цветок, ракушку, гнездо птицы или хвост питона. Присмотритесь, ведь узоры на шкурах животных и птичьих перьях расположены не хаотично, а по сложной спирали. Спираль эта строится по пропорциям золотого сечения.

Ни одно гармоничное и радующее глаз художественное произведение невозможно создать без знания правила золотого сечения.-2
Ни одно гармоничное и радующее глаз художественное произведение невозможно создать без знания правила золотого сечения.-3

По такому же принципу расположены лепестки цветов и семена растений.

Обычно множество таких спиралей накладываются друг на друга, создавая причудливый узор, на первый взгляд кажущийся случайным.
Обычно множество таких спиралей накладываются друг на друга, создавая причудливый узор, на первый взгляд кажущийся случайным.
Ни одно гармоничное и радующее глаз художественное произведение невозможно создать без знания правила золотого сечения.-5

Именно перспектива, «свет в конце тоннеля» делает видимое притягательным, загадочным и интересным. Зная этот закон, художники используют его для создания картин.

Пейзаж. Художник Джозеф Магкарл
Пейзаж. Художник Джозеф Магкарл

Не случайно живописец разместил парусник не по центру, а в верхней части картины. Глаз зрителя переходит от яхты к навигационному буйку, а после – к бликам на воде, изображение наполняется движением и солнечным светом.

Портрет. Художник Соломон Джозеф Соломон
Портрет. Художник Соломон Джозеф Соломон

Джозеф Соломон не случайно изобразил себя с палитрой, которую он держит в руках под легким наклоном. Общая композиция картины таким образом вписывается в золотые пропорции.

Натюрморт в гиперреалистическом стиле. Художник Тьальф Спарнай
Натюрморт в гиперреалистическом стиле. Художник Тьальф Спарнай

Центральный цветок композиции – белая роза. Художник придает динамику статичному натюрморту, вписывая цветы в гармонические пропорции. Кроме того, стебель цветка внизу подчеркивает и продолжает направление спирального движения.

Абстракция. Марк Ротко
Абстракция. Марк Ротко

Здесь все просто. Никакого золотого сечения в композиции из трех полосок нет. Спираль зависает знаком вопроса исключительно для наглядности.

Абстрактный пейзаж. Художник Тибор Надь
Абстрактный пейзаж. Художник Тибор Надь

А вот в этом абстрактном пейзаже есть перспектива, он написан по всем законам жанра.

Хрестоматийная картина русского живописца Саврасова «Грачи прилетели» имеет сразу две спирали золотого сечения.

Алексей Саврасов. "Грачи прилетели"
Алексей Саврасов. "Грачи прилетели"
«Грачи прилетели». Первый план.
«Грачи прилетели». Первый план.

«Грачи прилетели». Второй план
«Грачи прилетели». Второй план
Накладываясь друг на друга, две спирали создали сложную композицию
Накладываясь друг на друга, две спирали создали сложную композицию

Посмотрите внимательно на знаменитые шедевры живописцев и увидите там множество таких примеров.

Золотое сечение – сложнейшая гармония и базис построения объектов в природе, здесь представлены самые простые примеры пропорций. Пространственные чертежи объемных объектов выглядят значительно сложнее.

Ни одно гармоничное и радующее глаз художественное произведение невозможно создать без знания правила золотого сечения.-15