Ни одно гармоничное и радующее глаз художественное произведение невозможно создать без знания правила золотого сечения. Иногда композиция картины у начинающих художников получается интуитивно удачно, автор пытается повторить свой успех и не может. Это связано с отсутствием знаний о последовательности Фибоначчи и золотом сечении.
Леонардо Пизанский или Фибоначчи (примерно 1170-1250гг) первым заметил и наглядно выразил в формулах природные закономерности золотого сечения, хотя ранее некоторые рассуждения на этот счет уже встречались у Евклида и других ученых, а позднее их развил Леонардо да Винчи.
Монах Фибоначчи обратил внимание, что в природе встречается четкое пропорциональное отношение веток и листьев растений.
Выразить их можно последовательностью: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и так далее.
1 + 1 = 2, 1 + 2 = 3, 2 + 3 = 5, 3 + 5 = 8, 5 + 8 = 13, 8 + 13 = 21 ...
Наверняка вы любовались совершенством природы, рассматривая цветок, ракушку, гнездо птицы или хвост питона. Присмотритесь, ведь узоры на шкурах животных и птичьих перьях расположены не хаотично, а по сложной спирали. Спираль эта строится по пропорциям золотого сечения.
По такому же принципу расположены лепестки цветов и семена растений.
Именно перспектива, «свет в конце тоннеля» делает видимое притягательным, загадочным и интересным. Зная этот закон, художники используют его для создания картин.
Не случайно живописец разместил парусник не по центру, а в верхней части картины. Глаз зрителя переходит от яхты к навигационному буйку, а после – к бликам на воде, изображение наполняется движением и солнечным светом.
Джозеф Соломон не случайно изобразил себя с палитрой, которую он держит в руках под легким наклоном. Общая композиция картины таким образом вписывается в золотые пропорции.
Центральный цветок композиции – белая роза. Художник придает динамику статичному натюрморту, вписывая цветы в гармонические пропорции. Кроме того, стебель цветка внизу подчеркивает и продолжает направление спирального движения.
Здесь все просто. Никакого золотого сечения в композиции из трех полосок нет. Спираль зависает знаком вопроса исключительно для наглядности.
А вот в этом абстрактном пейзаже есть перспектива, он написан по всем законам жанра.
Хрестоматийная картина русского живописца Саврасова «Грачи прилетели» имеет сразу две спирали золотого сечения.
Посмотрите внимательно на знаменитые шедевры живописцев и увидите там множество таких примеров.
Золотое сечение – сложнейшая гармония и базис построения объектов в природе, здесь представлены самые простые примеры пропорций. Пространственные чертежи объемных объектов выглядят значительно сложнее.