Найти в Дзене
Павел Алексеевич

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТЕСТ Пьерона - Рузера

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Тест Пьерона – Рузера. Цель исследования: определение уровня концентрации внимания. Оборудование и материал: Секундомер, бланк теста, карандаш. Процедура исследования Исследование проводится группой из 5-9 человек или с одним испытуемым. При работе с группой требуется: - следить за соблюдением тишины - обеспечить каждого бланком теста и карандашами - комфортно разместить испытуемых Требования к испытуемому: перед вами тест с изображенными на нем геометрическими фигурами: ромбом, кругом, квадратом, треугольником. По команде «Начали» расставьте без ошибок в фигуры следующие знаки: - Ромб – Точка - Квадрат – Плюс - Кружок – Ничего - Треугольник – Минус Расставляйте знаки построчно, подряд. На работу выделено примерно 60 секунд. По сигналу «Стоп» расставление знаков завершите. Тест: В ходе исследования экспериментатор подает команды «Начали», «Стоп» и с помощью секундомера контролирует время. Достичь надежность результатов исследования путем повторного тестирования, ко
Оглавление

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тест Пьерона – Рузера.

Цель исследования: определение уровня концентрации внимания.

Оборудование и материал: Секундомер, бланк теста, карандаш.

Процедура исследования

Исследование проводится группой из 5-9 человек или с одним испытуемым. При работе с группой требуется:

- следить за соблюдением тишины

- обеспечить каждого бланком теста и карандашами

- комфортно разместить испытуемых

Требования к испытуемому: перед вами тест с изображенными на нем геометрическими фигурами: ромбом, кругом, квадратом, треугольником. По команде «Начали» расставьте без ошибок в фигуры следующие знаки:

- Ромб – Точка

- Квадрат – Плюс

- Кружок – Ничего

- Треугольник – Минус

Расставляйте знаки построчно, подряд. На работу выделено примерно 60 секунд. По сигналу «Стоп» расставление знаков завершите.

Тест:

В ходе исследования экспериментатор подает команды «Начали», «Стоп» и с помощью секундомера контролирует время.

Достичь надежность результатов исследования путем повторного тестирования, которые необходимо проводить с значительным интервалом времени.

Анализ и обработка результатов

Результатами теста является: количество обработанных фигур за 60 секунд испытуемым, количество допущенных ошибок.

За ошибки при выполнении задания снижается ранг. Если ошибок: 1 – 2 ранг снижается на единицу, два ранга если 3-4 ошибки, и если ошибок более 4 то на три ранга.

При анализе определившие данные результаты необходимо установить причины. Имеет важное значение установка, готовность испытуемого выполнять тест согласно инструкции, расставляя знаки в фигуры как можно быстрее или ориентация на точность выполнения теста. Из-за слишком большого желания добиться максимального результата, показатель концентрации внимания может оказаться ниже возможного. Состояние утомления, плохое зрение, болезнь, могут способствовать снижению концентрации внимания.

Методика «Найди и вычеркни»

Содержащееся в методике задание, служит для определения устойчивости и продуктивности внимания. Показывают ребенку рисунок, на котором изображены фигуры (домик, ведерко, грибок, флажок, мяч, цветок) в случайном порядке. Перед началом исследования ребенок получает инструкцию:

- Сейчас поиграем в игру: я покажу картинку, на которой нарисованы знакомые тебе предметы. Когда я скажу «Начинай», я буду называть предметы, а ты искать и зачеркивать их на рисунке. Когда я скажу «Стоп» ты перестанешь искать и зачеркивать предметы. Ты должен остановиться и показать мне тот предмет, который ты увидел последним. Когда я отмечу место, где ты остановился на рисунке и скажу «Начинай», ты продолжишь

делать тоже самое, искать и зачеркивать предметы. Так будет несколько раз. Выполнение задания завершится когда я скажу «Конец».

Время работы ребенка составляет 2,5 минуты, в течение которых, говорят команды «Начинай» и «Стоп» через каждые 30 секунд.

В этой методике экспериментатор дает задание ребенку, искать и зачеркивать разными способами два предмета, например домик зачеркнуть горизонтальной линией, а грибок – вертикальной. Отмечая те места на рисунке ребенка, на которых он остановился.

Оценка результатов теста

При оценке и обработки полученных результатов, определяется количество просмотренных ребенком предметов, за отведенное время (2,5мин) для задания и каждый интервал в 30 секунд. По формуле определяется общий уровень развитости внимания, а так же продуктивности и устойчивости внимания у ребенка. Пропущенные или зачеркнутые ненужные предметы считаются ошибкой. В итоге обработки данных определяют шесть показателей. Один за все время 2,5минуты, и для каждого интервала в 30-секунд.

По всем полученным показателям (S) в процессе выполнения, строится график, при анализе которого увидим изменения динамики устойчивости и продуктивности внимания испытуемого. При построении графика продуктивности и устойчивости показатели переводят в баллы по 10-ти бальной системе.

На графике указанны типичные кривые и зоны продуктивности, которые получены в результате психодиагностики ребенка по представленной методике. Трактуются эти кривые следующим образом:

Кривая №1 График очень устойчивого и высокопродуктивного внимания

Кривая №2 График устойчивого, но низкого продуктивного внимания

Кривая №3 График средне продуктивного и среднеустойчивого внимания

Кривая №4 График неустойчивого, но средне продуктивного внимания

Кривая №5 График крайне неустойчивого и средне продуктивного внимания

Устойчивость внимания оценивается в баллах

10 баллов график не выходит за пределы одной зоны, график похож на кривую 1

8–9 баллов точки графика располагаются в двух зонах, график похож на кривую 2

6 – 7

баллов точки графика располагаются в трех зонах, график похож на кривую 3

4- 5 баллов точки графика располагаются в четырех зонах, график похож на кривую 4

3 балла точки графика располагаются в пяти зонах, график похож на кривую 5

Выводы об уровне развития устойчивости и продуктивности внимания

10 баллов Очень высокая устойчивость и продуктивность внимания

8-9 баллов Высокая устойчивость и продуктивность внимания

4-7 баллов Средняя устойчивость и продуктивность внимания

2-3 балла Низкая устойчивость и продуктивность внимания

0-1 балл Очень низкая устойчивость и продуктивность внимания

Методика « Проставь значки»

Для оценки распределения и переключения внимания ребенка, в методике предназначено задание. В котором объясняют и показывают рисунок. Работа заключается в том, чтобы в каждой геометрической фигуре (треугольник, кружок, квадрат, ромбик) поставить тот знак, который задан на образце (черту, галочку, точку или плюс). Ребенок работает, в течение 2-минут, выполняет задание. Геометрические фигуры, не помеченные соответствующими знаками, а так же неправильно проставленные или

пропущенные знаки – считаются ошибками. Оценка работы производится по 10-ти бальной системе.

Оценка уровня развития

10 – баллов – очень высокий

8-9 – баллов – высокий

6 – 7 – баллов – средний

4 – 5 – баллов – ниже среднего

2 – 3 – балла – низкий

0 – 1 – балл – очень низкий

Методика «Запомни и расставь точки»

По данной методике, у ребенка оценивается объем внимания. Для этого используется лист с точками, разрезанный на 8 квадратов которые складывают в стопку так, что бы квадрат с двумя точками оказался вверху, а квадрат с девятью точками внизу ( остальные идут по порядку, сверху вниз).

Перед началом, ребенка инструктируют:

Давай поиграем в игру на внимание. Я буду показывать по очереди карточки, с нарисованными точками, а ты будешь рисовать точки в пустых клеточках, где видел точки на карточках.

Ребенку по очереди показывается каждая карточка на 1-2 сек, после каждой карточки ребенку дается 15 секунд, что бы он воспроизвел точки увиденные на показанной карточке, на пустой карточке. Ребенку дается это время для того, что бы он вспомнил где находились точки и отметил их на пустой карточке.

Оценка результатов

Максимальное число воспроизведенных ребенком точек на любой карточке – считается объемом внимания ( выбирается карточка с самым большим количеством, точно расставленных точек).

Результаты оцениваются по 10-ти бальной системе.

10 баллов Ребенок за отведенное время, проставил 6 и более точек на карточке Очень высокий

8 – 9 баллов Ребенок проставил 4 – 5 точек на карточке Высокий

6 – 7 баллов Ребенок проставил 3 – 4 точек на карточке Средний

4 – 5 баллов Ребенок проставил 2 – 3 точек на карточке Низкий

0 – 3 балла Ребенок не смог точно воспроизвести на карточке более одной точки Очень низк