Найти в Дзене
Teacher Mary

Языковой коучинг - какие проблемы он решает? (Часть 2)

Когда моя мама была студенткой, к ней в метро подошел иностранец и на вежливом английском попросил объяснить, как пройти к Красной площади (таблички тогда еще на английском не дублировались). Язык мама хорошо учила в школе, но все, на что ее хватило - I'm sorry. I don't speak English. "И он так странно на меня посмотрел" - продолжила она. Еще бы. Он, наверное, ощутил себя как героиня этого пранк-видео. Итак, первое, на что направлен языковой коучинг - понизить тревожность и снять разговорные блоки. Если вы не выросли в семье билингвов или не общаетесь с носителями языка каждый день по нескольку часов, звучание обращенной к вам иностранной (чужеродной) речи приведет мозг в состояние легкого стресса, а в более сложных случаях - ступора, когда вроде знаешь, что сказать, но не можешь сообразить, как. И вроде слова в памяти есть, а построить из них осмысленную фразу не выходит. Страх ошибиться тоже не добавляет уверенности. Блок может случится и при встрече с новым словом, непривычны

Когда моя мама была студенткой, к ней в метро подошел иностранец и на вежливом английском попросил объяснить, как пройти к Красной площади (таблички тогда еще на английском не дублировались). Язык мама хорошо учила в школе, но все, на что ее хватило - I'm sorry. I don't speak English. "И он так странно на меня посмотрел" - продолжила она.

Еще бы. Он, наверное, ощутил себя как героиня этого пранк-видео.

Итак, первое, на что направлен языковой коучинг - понизить тревожность и снять разговорные блоки.

Если вы не выросли в семье билингвов или не общаетесь с носителями языка каждый день по нескольку часов, звучание обращенной к вам иностранной (чужеродной) речи приведет мозг в состояние легкого стресса, а в более сложных случаях - ступора, когда вроде знаешь, что сказать, но не можешь сообразить, как. И вроде слова в памяти есть, а построить из них осмысленную фразу не выходит. Страх ошибиться тоже не добавляет уверенности.

Блок может случится и при встрече с новым словом, непривычным акцентом, правилом, которое не удается встроить в свою систему и т.п. Это вызывает чувство неловкости, досаду на себя, которую не получится убрать простым усилием воли. Порочный круг замыкается: чем больше мозг человека стрессует в ситуации, когда от него нужна полная вовлеченность, тем меньше он способен работать. А если это повторяется снова и снова, происходит закрепление негативного опыта, тут немудрено и вовсе разочароваться – в преподавателе или в своих способностях.

Доказано, что эмоциональное состояние напрямую влияет на способность мозга воспринимать и усваивать новую информацию. Коучинговый подход подразумевает создание среды, где можно и нужно пробовать, экспериментировать и совершать ошибки, а преподаватель и ученик могут свободно говорить о возникающих сложностях, своих переживаниях, текущих событиях своей жизни, которые, с виду не относятся к обучению, но создают контекст. Обучать человека вне его жизненного контекста неэффективно. Когда все участники процесса в среде взаимного уважения, где настроения и чувства всех участников процесса не оставляют за скобками, а понимают и принимают как еще один инструмент, блоков удается либо вовсе избежать, либо оперативно снимать. В традиционной схеме и четкой парадигме «преподаватель - обучаемый» такое представить трудно.

Скорректировать мотивацию.

Кажется, что взрослый человек и так понимает – зачем ему нужно английский учить, в конце концов, он свое время тратит, за занятия платит, в отличие от тех же детей или подростков. Но правда жизни такова, что по достижении определенного возраста человек берет на себя все больше ответственности, а времени на изучение языка по объективным причинам (карьера, семья) становится меньше. Нелегко найти четкий ориентир, который помогал бы делать что-то уже сейчас. Ситуация становится еще более запутанной, если под внешней мотивированностью лежит страх быть хуже других, быть невостребованным. Коучинг помогает добраться до истинных мотивов, что прежде всего нужно студенту, и найти тот стимул, который

Коучинг – не волшебная таблетка, которая может создать мотивацию из ничего, однако он помогает:

а) внести ясность и определиться с приоритетами

б) переориентировать учебный процесс на то, что действительно будет важным для конкретного человека в его ситуации

в) создать ресурсные условия для достижения цели, когда язык учат из необходимости (требует начальство, скоро сдавать экзамен) или этот процесс по каким-то иным причинам вызывает стресс.

Yandex
Yandex

Застревание на одном этапе

Бывает и так – упорно работаешь, видишь улучшения, радуешься, а потом будто упираешься в «потолок». Обычно в такой ситуации меняется курс, преподаватель, находится школа с другим (продвинутым!) подходом, берутся индивидуальные занятия. Уходит больше времени, больше сил, но ничего качественно не меняется.

Часто решение лежит вне плоскости выбора правильной методики или инструктора, а именно в надстройке, с которой работает коуч или психолог. Нужно разобраться, что изменилось в ситуации и в себе, а без изменений точно не обошлось, иначе бы все работало как раньше. Поменялся запрос на обучение, возможно, возник новый фактор влияния, который по каким-то причинам отрицается или задвигается на задний план, но внимание упорно на него переключается. Возможно, человек чувствует, что выполнил задачу, поставленную на данном этапе, и должен идти дальше, например, сдавать экзамен или переходить на иную должность, но страхи и неуверенность в своих силах в буквальном смысле тормозят и удерживают его в зоне знакомого и привычного. Задача коучинга - помочь преодолеть этот иллюзорный "порог". Ведь потолок это далеко не вершина.