Найти тему

Музыка вольного сердца: краткая история польского джаза

Музыка часто становится синонимом свободы. И действительно - когда слово оказывается в тисках цензуры, только звуки музыки могут выразить всю полноту кипящих в человеке чувств. Однако какой из жанров является наиболее “свободным”? Сегодня мы поговорим о польском джазе, ставшем для миллионов жителей Польши символом борьбы за независимость.

В Европу джаз пришел после Первой Мировой войны, занесенный туда как новомодное американское явление. Буквально заражая непривыкших к такой музыке европейцев, джазовые мотивы не обошли стороной и Польшу, поселившись в самом её сердце - Варшаве.

Идя привычным путем развития этого направления, польский джаз претерпел первые знаковые для себя изменения после установления в Германии нацистского режима.Многие известные музыканты той эпохи, в силу своего еврейского происхождения, предпочли эмигрировать в Польшу. И это событие дало существующей национальной джазовой сцене необходимый толчок, вдохновивший впоследствии несколько поколений польских джазменов.

Однако наиболее сильно их наследие проявилось уже в послевоенной Польше. Невольно оказавшись в Восточном блоке, поляки предпочли советским сводкам о построении светлого коммунистического будущего и шаблонным звездам эстрады свой путь. И он проявился для них в джазе. 
Зародившись там же, где и авангардное польское кино, джаз сумел удивительным образом объединиться с ним. Так многие исполнители жанра, среди которых Кшиштоф Комеда, сотрудничали с будущими звездами мировой кинорежиссуры. 

Кшиштоф Комеда / Кадр из документального фильма "Кшиштоф Комеда, саундтрек длиною в жизнь"
Один из "отцов" польского джаза

Ранее упомянутый Комеда, помимо прочих своих заслуг, был одним из авторов саундтреков для фильмов Романа Полански. Однако во время съемок "Ребёнка Розмари" последнего музыкант погиб в результате несчастного случая, что стало невероятным ударом для всего польского джаза.

Совмещая в своей музыке фривольность и драйв, а также невероятную тягу к экспериментам, такие последователи дела Комеды, как Томаш Станько, Збигнев Сейферт и Збигнев Намысловский смогли прославить камерный жанр на стыке польской народной музыки и джаза на весь мир. Выступая за рубежом и формируя биг-бэнды, артисты вступали в творческие коллаборации с музыкальными звёздами того времени - Гэри Пикоком и Доном Черри. И результаты их совместной работы поражают слушателей по всему миру до сих пор.

Но, несмотря на мировое признание и значимый польский след в истории мирового джаза, во времена советской власти жанр всегда находился в оппозиции власти. Запрещенный к ротации на радио, фактически стыдливо прикрываемый фальшивой картинкой идеальной жизни в духе соцреализма, польский джаз объединил вокруг себя всех желавших свободы.
И даже наступившая в пятидесятые-шестидесятые "оттепель" не сделала представителей направления менее критичными по отношению к государственной машине. Концентрируя в себе всё затаенное свободолюбие и протест, джаз сопровождал будни поляков и в мирные дни и во время политической встряски 68-70 годов, ставших небольшой прелюдией к падению советского режима в Восточной Европе.

-2

Pink Freud / Pictures Art Blog
Постер одного из современных польских джазбэндов

Однако, несмотря на, казалось бы, исчезновение сформировавшего его антагониста в девяностые, жанр нисколько не потерял своей остросоциальности. Гордо идя навстречу новому тысячелетию, польский джаз сумел вырастить в только оформившейся стране свежее поколение исполнителей, впитавших в себя одновременно и протестный пыл предшественников и некоторую гранжевую злобу, чаще ассоциирующуюся у слушателя с рваными мелодиями Нирваны.

На смену признанным авторитетам польского джаза, вроде Томаша Станько, приходят артисты с более широкими взглядами на развитие жанра. Именно так в девяностых и появился ясс - удивительный коктейль направлений и стилей, превративший современный польский джаз в неповторимое по звучанию авангардное смешение красок и звуков, в котором вы легко найдете как инструментальных виртуозов вроде Tymanski Yass Ensemble, так и заигрывающих с роком джазменов-панков из коллектива Pink Freud.

-3

Деятели современного польского джаза на одной сцене / Tomasz Madejski / Источник
Известные польские язз-музыканты, в числе которых Тимон Тиманьски (в центре)

И этот вычурный парад медных саксофонов, бас-гитар и западающих в душу слушателям по всему миру игривых ритмов внушает невероятный оптимизм. Потому что пока он существует - бьется и наполненное вечной жизнью бунташное польское сердце, зовущее музыкантов этой страны создавать настоящие музыкальные шедевры, умело сочетающие в себе любовь и ненависть, страсть и боль. А что самое главное - неиссякаемую любовь к жизни, сумевшую пробиться через все запреты и гонения.