В 1925 году молодой Советский Союз готовился отпраздновать 20-летний юбилей первой революции. Не остался в стороне и кинематограф: важнейшее из искусств пусть и оставалось пока немым, но развивалось семимильными шагами.
При ЦИК СССР создали комиссию, которая занялась созданием поздравительной кинокартины.
Для написания сценария привлекли Нину Агаджанову, которой уже доводилось делать сценарии. В первом варианте будущая лента называлась «1905 год». Нина вместе с супругом, революционером Кириллом Шутко, который также ведал вопросами кино в ЦИК, и при участии Сергея Эйзенштейна и мало кому известного тогда Григория Александрова создала целую эпопею, охватившую и конец русско-японской войны, и трагедию 9 января, и еврейские погромы, и флотские бунты. Герои этой истории переносились с Дальнего Востока в Петербург, из Одессы в Москву, из Томска в Баку.
По ходу дела стало понятно, что такой объёмный фильм снять не получится.
И сама собой пришла идея экранизировать лишь небольшой эпизод - восстание на броненосце «Потёмкин».
Этой героической ленте суждено было войти в историю и стать самым известным советским фильмом в мире. А возможно, и самым известным фильмом в кинематографе.
Снимать ленту поручили Сергею Эйзенштейну, которому тогда было всего 27 лет. Несмотря на молодость, Эйзенштейн уже был известен в творческих кругах: он работал в театре, а в 1924 году снял фильм Эйзенштейна «Стачка», замечательно принятый зрителями. Рядом с ним на съёмках «Броненосца “Потёмкина”» всегда было пять ассистентов, начинающих кинематографистов, молодых, полных сил, задорных, готовых работать на голом энтузиазме. Это были
Максим Штраух, в будущем актёр и режиссёр, актёр Александр Лёвшин, актёр и режиссёр Михаил Гоморов, Александр Антонов, тоже актёр, и Григорий Александров, который спустя полтора десятка лет тоже станет светилом советского кино.
Но тогда это были просто ученики Эйзенштейна, которые на съёмках брались за любую работу: переодевали артистов, гримировали их, подменяли оператора, снимались сами в массовке. Несколько раз им приходилось дублировать исполнителей. Особенно досталось Лёвшину и Александрову, которые согласились подменить актёров, не желавших прыгать с палубы в воду. Ассистенты сделали это не раз, чтобы можно было выбрать нужный дубль, и всё было ничего, если бы на улице не стоял декабрь. Но, к счастью, молодые организмы выдержали, так что «Броненосец “Потёмкин”» не потребовал жертв.
Начали создавать фильм в Ленинграде, но часть группы сразу же отправилась в Одессу. Съёмки в Ленинграде застопорились из-за дурной погоды, а вот в Одессе группа работала вовсю. Тогда оставшаяся часть тоже перебралась на юг, где и создали большую часть сцен. Под легендарный броненосец «загримировали» корабль «Двенадцать апостолов», который был схож по конструкции и внешнего виду с броненосцем (сам «Потёмкин» был давно затоплен). «Двенадцать апостолов» уже давно не выходил в море, он стоял на приколе и использовался для хранения мин. Киношникам разрешили работу на корабле, но попросили не делать резких движений, не бегать, не стучать и вообще быть аккуратными, чтобы мины не сдетонировали. Конечно, все старались соблюдать порядок, зная, что работают фактически на пороховой бочке. Но
однажды кто-то с грохотом уронил топор, и в одну секунду все участники съёмок спрыгнули в воду, опасаясь взрыва. Но и тут повезло: топор лишь нашумел, но никаких катастроф не спровоцировал.
Сняли «Броненосец “Потёмкин”» за рекордный срок - чуть больше 100 дней. Премьера состоялась в Москве, и публика встречала его овациями. Газеты разрывались от хвалебных отзывов, но больше всего и зрителей, и критиков впечатлил эпизод, когда на мачту мятежного корабля взмывает флаг.
Киношники не пожалели сил и раскрасили флаг на всех кадрах вручную. И эти усилия были не напрасны: на фоне чёрно-белой картинки красный флаг выглядел ярко, броско, неожиданно и буквально взрывал зрительский зал, где бы фильм ни шёл.
«Броненосец “Потёмкин”» стал первопроходцем и в части кинематографически-политических разборок. Так,
в Германии пять месяцев шли дискуссии, пускать ли революционный фильм в прокат.
В конце концов «Броненосец “Потёмкин”» в немецкие кинотеатры пропустили, но сильно урезали, что вызвало недовольство публики. Но даже с купюрами лента шла с небывалым успехом. Со скрипом давали разрешение на кинопрокат и в других странах, а в США «Броненосец “Потёмкин”» был некоторое время в числе запрещённых. Но время всё расставило по местам: сейчас
«Броненосец “Потёмкин”» числится в шедеврах мирового кино и входит в список фильмов, которые должен посмотреть каждый.
Готовя материал, я вычитала, что во второй половине двадцатых была идея вручить «Броненосцу “Потёмкину”» Нобелевскую премию. Как вы думаете, этот фильм достоин такой награды?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296