Найти тему
Finding Neverland

O детских взаимоотношениях

Постер к фильму "Супер 8"
Постер к фильму "Супер 8"

"Супер 8" нельзя назвать шедевром кинематографа, я бы даже сказала, что в плане сюжета и смысловой ценности фильм очень и очень слабый. Это самый что ни на есть типичный голливудский зомби-апокалипсис: картинка перенасыщена разрушениями, перестрелками, смертью, пугающими явлениями, а виной всему некий загадочный монстр. Его очень долго не показывают, пытаясь "заинтриговать" зрителя, который с лёгкостью вспомнит не один десяток фильмов, выстроенных на точно таких же приёмах, ставших уже даже не классикой жанра, а попросту набором штампов.

И, безусловно, нет ничего более драматичного, чем группа наивных подростков, столкнувшихся с нечеловеческой жестокостью инопланетного мира (пафосный голос из трейлера в студию)
И, безусловно, нет ничего более драматичного, чем группа наивных подростков, столкнувшихся с нечеловеческой жестокостью инопланетного мира (пафосный голос из трейлера в студию)

Но при всём при том я эту ленту просто обожаю. Может, это и неправильно - смотреть фильм "по диагонали", не обращая внимания на большую часть сцен, но если выкинуть всё, что связано с пришельцами, то всё происходящее, казалось бы, на заднем плане, сделано настолько мастерски, что просто нет слов. Диалоги прописаны просто блестяще, а играют юные актёры потрясающе. В этом случае даже русский дубляж, как ни странно, не портит общего впечатления: перевод отличный, голоса подобраны замечательно и звучат по-настоящему, особенно в тех сценах, где начинается "месиво" - дети так здорово орут, ругаются и т.д.. Они ведут себя абсолютно естественно, так, как вели бы себя в реальной жизни: никакого киношного героизма - они напуганы до смерти, они орут, плачут и бросаются врассыпную, думая только о том, как бы не погибнуть, бросая друг друга на произвол судьбы. И смотрится это очень правдоподобно, потому что у тебя на глазах оживает абсолютно реальная картина паники во время катастрофы. А потом им удаётся собраться духом, и они выручают друг друга, но без этого пафоса, который так характерен для Голливуда, а всё так же - с криками, слезами, руганью, потому что им страшно.

Слева направо: Чарльз, Кэри, Мартин, Элис, Джо и Престон
Слева направо: Чарльз, Кэри, Мартин, Элис, Джо и Престон

У главного героя по имени Джо самое обычное, ничем не примечательное лицо, я бы даже сказала - некрасивое, но оно так живо отражает все его эмоции, не говоря уже об остальных: второстепенные персонажи, как это часто бывает, ещё более яркие и жизненные. Ребята одержимы съёмкой любительского фильма - это дань режиссёра собственной автобиографии (наверное, именно поэтому всё, что связано с этой ностальгической частью фильма, получилось так хорошо), и многие из тех, кто "страдал" подобной ерундой в детстве, узнают здесь себя. Я, например, была в точности такой же, как Чарльз, взявший на себя роль режиссёра: очень хорошо помню свой неуёмный энтузиазм и готовность пойти на всё ради затеи, и даже внешне мы с ним похожи - я тоже всегда была"крупным ребёнком". А больше всех мне нравится дурной Кэри, лохматый пацан с огромными зубами, который вечно что-нибудь поджигал и всё время ходил с дебильной улыбкой:))).

Чего стоит одна эта сцена, где монстр напал на автобус с детьми! Полицейского сожрали, сами они едва уцелели, а когда всё закончилось, раздаётся восторженный голос Кэри на заднем плане:
- Эй, ребята, я нашёл свою петарду!

Кэри. Я бы не отказалась от такого чумового младшего братишки
Кэри. Я бы не отказалась от такого чумового младшего братишки

У меня всё, что касается взаимоотношений этих детей, вызывает самый настоящий восторг - настолько жизненны их диалоги, реакции, то, с каким жаром они отдаются своему делу, как точно переданы их порой такие неумелые попытки подражать "взрослому" кино в процессе съёмки, как зарождается трогательная влюблённость главных героев и как это отражается на отношениях Джо с Чарльзом - его лучшим другом, которому тоже нравится Элис. Ведь это потрясающе, то, как они разговаривают друг с другом: по-мальчишески грубовато, но не грубо, а сколько благородства в том, как толстый Чарльз, сперва выплеснув свои чувства ("Ты что, не понял, придурок? Я позвал её, чтобы ей понравиться!"), затем говорит со вздохом: "Всё нормально. Ты ей тоже нравишься," - и с грустью рассуждает о том, что у него нет никаких шансов, потому что он "ещё не вытянулся"... И здесь уже нет места соперничеству, он просто делится с другом, которому буквально уступает свою мечту.

-5

А Джо и Элис так запросто и искренне обсуждают то, что причиняет им боль - смерть его матери, её отца-пьяницу... Как же прекрасна детская дружба с её непосредственностью и прямотой, как дети умеют понять друг друга, им не нужно строить из себя кого-то, как это можно наблюдать у молодёжи. Позволю себе поворчать по-стариковски: к сожалению, среди моих ровесников сейчас это общая тенденция, по крайней мере, у девушек - делать вид, что ты "сильная независимая женщина" и говорить о своих проблемах этаким железным голосом и несколько отстранённо, как о чём-то надоевшем и будто бы не касающемся тебя лично. Зачастую этот стиль изложения дополняется ещё и деланной насмешливостью над самой собой, мол, вы же видите, я понимаю, насколько глупо это выглядит, не подумайте только, что я всерьёз придаю этому какое-то значение! Современные молодые люди от пятнадцати до, пожалуй, тридцати лет по большей очень зашуганные, мнительные, и такое поведение всегда вызывает у меня тревогу и желание как-то защитить и поддержать этих несчастных детей, которыми они остаются несмотря на всю свою деланную пуленепробиваемость.

Нашему взрослому миру очень не хватает детскости взаимоотношений.

Спасибо всем, кто дочитал до конца.

Мой адрес в ТЕЛЕГРАМЕ > > > https://t.me/f_neverland

В этой статье использованы цитаты из фильма Дж. Дж. Абрамса "Супер 8".

Другие материалы канала:

Подборка из 5 фильмов о детях (и взрослых) с необычной судьбой.
Об особенностях отношений с собой и окружающими у аутичных детей читайте в этой статье.
О том, на каких книгах воспитывались русские дети до Революции, - здесь.
А о книгах советских детей в 30-е годы - здесь.