Найти тему
Ашманов и партнеры

Чек-лист для аудита оптимизации сайта

Оглавление

Приступать к продвижению без полноценного аудита не имеет смысла. Только по итогам аудита становится понятен состав и объем работ.

Аудит сайта – это отправная точка для начала работ по SEO-продвижению нового проекта и контрольный замер эффективности проводимой оптимизации.

Из чего состоит аудит:

  1. Базовые принципы и структура аудита
  2. Аудит внутренних факторов
  3. Аудит внешних факторов
  4. Подготовка стратегии

Расскажем подробно о каждом этапе.

1. Базовые принципы и структура

При многофакторном ранжировании оптимизацией нужно заниматься комплексно, аудит тоже должен быть комплексным. Сайт представляет собой систему, в которой связано множество компонентов, влияющих друг на друга. Например, некорректная организация бизнес-процессов может привести к техническим ошибкам. Исправление в этом случае нужно начинать с устранения причины – перестройки в работе бизнеса.

Анализ проводится с учетом задач бизнеса. Шаблонная оптимизация SEO без учета важных для проекта направлений, особенностей ниши, других факторов не даст результата в продвижении, особенно в высококонкурентных тематиках.

Результат должен быть понятен не только команде разработчиков, но и клиенту. Ожидания от внедрения доработок должны быть выражены в цифрах.

Рекомендуемая структура аудита:

  • Анализ семантического ядра. Без обработки семантики невозможно планировать дальнейшие работы. Здесь нужно собрать всю семантику, выделить маржинальные направления, провести качественную кластеризацию. Масштабный сбор проводится один раз, но нужно поддерживать СЯ в актуальном состоянии и регулярно его расширять.
  • Технический аудит. Нужен для настройки корректной индексации и устранения ошибок в работе сайта.
  • Анализ контента. Проводится для повышения релевантности, улучшения поведенческих факторов.
  • Исследование юзабилити, поведенческих, коммерческих факторов. Необходимо для повышения вовлеченности посетителей.
  • Анализ ниши и конкурентов. Проводится для понимания потенциала роста, поиска способов увеличения присутствия в нише.
  • Оценка влияния доработок на ранжирование. Помогает выделить приоритетные направления работ.
  • Стратегия развития. План дальнейших действий с прогнозом ожидаемого профита от них.

2. Аудит внутренних факторов

Ко внутренним факторам относятся семантика, технические и контентные составляющие сайта.

Анализ семантики

Семантическое ядро должно охватывать все типы запросов (коммерческие, информационные, брендовые, продуктовые и так далее), все типы страниц (карточки товаров, статьи, листинги, категории), все уровни частотности. Нельзя работать только с запросами, по которым сайт уже находится в зоне видимости. Так происходит, если запросы подбирались по данным Яндекс Метрики для сайта. При этом из внимания выпадают те запросы, по которым нет позиций. Можно пользоваться Яндекс Вордстат, SemRush, Key Collector, Keyword Tool, Keyso.so и подобными сервисами. В первую очередь прорабатываются важные для бизнеса поисковые фразы.

Ключевые слова распределяются

  • Равномерно на посадочные страницы и страницы нового сайта для продвижения.
  • На релевантные страницы, которые приносят больше всего трафика. Например, есть две страницы, куда можно отнести один и тот же запрос. Но на одной из этих страниц трафик в несколько раз выше. Лучше выбрать ее для этого запроса. Для распределения можно пользоваться кластеризатором Лаборатории поисковой аналитики или аналогами.

Данные анализа семантического ядра учитываются при дальнейшем аудите.

Техническая часть аудита

Подготовка SEO-рекомендаций по технической коррекции в первую очередь направлена на улучшение индексации сайта. Сюда относится проверка корректной адресации и указаний для поисковых роботов, анализ внутренней ссылочной структуры, поиск ошибок в коде страниц и в работе сервера, выявление дублей, некачественных и неинформативных страниц.

Анализ контента

Контент должен отвечать на запросы пользователя, соответствовать типу страницы, быть правильно оформлен: с заполненными мета-тегами, заголовками, содержать изображения, видео.

В 2020 году при аудите важно уделить время анализу мультимедийного контента. С 2021 года Google запускает новый фактор ранжирования Largest Contentful Paint (LCP), который будет учитывать время визуализации самого большого изображения или текстового блока, видимого в области просмотра. Хороший показатель – полная загрузка за 2,5 секунды. Чтобы улучшить этот параметр, рекомендуется сжать все «тяжелые» файлы и загружать их через предпросмотр.

Также при исследовании контента сейчас важно смотреть не только на количество символов, вхождения запросов и переспамленность. Поисковики учитывают еще и способ представления. Результаты исследования факторов ранжирования показывают, что наличие SEO-текста все меньше влияет на место в выдаче, и это влияние различается в разных тематиках. Например, в тематике «Недвижимость» размер текстового блока при приближении к первой позиции быстро падает:

-2

Поэтому аудит контента должен учитывать характеристики ниши. Как быть в этом случае с запросами? Частично их можно включать в функциональные блоки на странице, в блоки «вопрос-ответ» и так далее.

3. Аудит внешних факторов

Не всегда бизнес или разработчики понимают, зачем тратить время и деньги на регулярный анализ сайта. До введения сложных алгоритмов ранжирования было достаточно аудита технической составляющей сайта. Сейчас все работает не так просто. К технической части аудита добавились исследования эргономики, коммерческих факторов, информационного окружения.

Аудит внешних ссылок

Поисковики наказывают за искусственное наращивание ссылочной массы. Изучите ссылочную массу лидеров ниши. Это можно сделать с помощью сервисов Ahrefs, Megaindex, Seo Spyglass. Разработайте стратегию ссылочного профиля — качественные ссылки с авторитетных площадок, скорее всего, принесут пользу, во всяком случае, попасть под санкции за них маловероятно. От сомнительных источников надо отказаться.

Аудит эргономики сайта

На сайте все должно быть удобно по навигации и не давать сбоев. Это влияет на поведение посетителей – один из важных факторов ранжирования.

Оценка коммерческой составляющей с точки зрения ранжирования

Присутствие в каталогах и справочниках, корректность информации об организации, наличие обязательных коммерческих элементов проверяется и учитывается поисковыми системами.

Исследование ниши и конкурентов

Для построения стратегии развития нужно понимать особенности ниши и потенциала роста в ней. Например, в вашей тематике в ТОП-10 входят сайты объявлений и агрегаторы с ассортиментом, многократно превышающим ваш. Конкурировать с ними на равных невозможно. Это не ваши прямые конкуренты. В этом случае рекомендацией будет присутствие в этих агрегаторах. Или, наоборот, ниша представлена проектами со схожим ассортиментом. Здесь есть потенциал роста и вытеснения прямых конкурентов.

Анализ влияния доработок на ранжирование

Проводится после внесения доработок на часть страниц. Аналитические срезы зависимости видимости от произведенных работ нужны для коррекции стратегии продвижения сайта и составления рекомендаций для дальнейшей оптимизации.

4. Подготовка стратегии

По итогам анализа клиент должен получать не только список ошибок в работе сайта и рекомендации по устранению, но и стратегию дальнейшего развития с учетом бизнес-задач, занимаемой ниши.

Подготовка стратегии входит в документ, который передается клиенту. Составляется подробный план работ с таймингом, оценкой эффективности, затратами на внедрение и предполагаемым профитом.

При дальнейшей работе над проектом ежедневно контролируется видимость и позиции, еженедельно проверяется корректность работы по техническому чек-листу, ежемесячно оцениваются KPI.

По итогам контрольного периода делаются замеры, если есть запланированный рост показателей, то дальше работы ведутся по имеющейся стратегии. Если нет роста, то стратегия пересматривается.

Скачайте чек-лист со списком направлений для аудита и составления рекомендаций. Успешного продвижения!