Планируя свой «светлый путь» в успешное будущее, почти каждый выпускник школы, уже определившись со специальностью, хотел бы не ошибиться и с выбором ВУЗа. Кто-то просто стремится к получению качественного фундаментального образования. А другие хотят дополнить его активной научной деятельностью и участием в международных студенческих программах. В сфере приоритета третьих – престижность учебного заведения. Но есть абитуриенты, желающие совместить в обучении буквально все из перечисленного выше.
Стоит разобраться, так ли важно быть студентом именно университета с громким названием и расширенными возможностями. Вполне вероятно, что достаточно будет просто института. Ведь оба заведения предоставляют единую возможность: приобрести необходимое высшее образование.
Немного истории
Первый европейский университет появился в XI веке в Болонье, первоначально включив в себя всего два факультета: юридический и богословский. Впрочем, существует и авторитетное мнение о более раннем возникновении подобного учебного заведения. Событие датируется IX веком, а городом основания университета считается Константинополь.
На российских просторах одним из первых был основан Университет в Санкт-Петербурге в XVII веке, а чуть позже – и знаменитый Московский Университет.
Эти учебные заведения и стали предвестниками современных ВУЗов. А в процессе их функционирования и развития возникла необходимость конкретизации и группирования некоторых областей знаний. Так появились институты.
Особенности институтов
Институт относится к одному из трех основных типов высших учебных заведений, наряду с университетом и академией. В институтских стенах можно получить базовое высшее образование. Для многих абитуриентов важен именно данный факт.
Основные сферы деятельности института заключаются в следующих направлениях:
- реализация образовательных программ высшего профессионального и послевузовского образования;
- подготовка, переподготовка, повышение квалификации в отдельных профессиональных областях;
- проведение научных исследований в различных фундаментальных и научных сферах.
Немаловажной особенностью институтов является их узкопрофильность. В них представлено намного меньше специализаций, чем в университете. Сам процесс обучения сосредоточен, как правило, на одной конкретной сфере деятельности, а все факультеты предлагают получение высшего образования в отдельной, сугубо специфической области. К примеру, в юридическом институте все факультеты и кафедры проводят обучение студентов исключительно в области юриспруденции, различие только в специализациях (правовая, уголовная, гражданско-правовая, а также некоторые другие).
После четырехлетнего обучения в институте студент получает степень бакалавра. Это базовое высшее образование, называемое бакалавриатом. Оно входит в систему двухступенчатого образования, второй ступенью которого является магистратура. После получения степени бакалавра следует сдать несколько экзаменов с последующей защитой диплома. Этот документ является полноценным дипломом о высшем образовании. А разговоры о том, что бакалавриат – это неполное высшее образование, безосновательны.
Многие выпускники институтов довольствуются получением данной степени, ведь она вполне позволяет применить свои знания и найти хорошую работу. Другие желают двигаться дальше, получая степень магистра. Особо целеустремленная молодежь вступает в ряды аспирантов. Подобная система есть в многопрофильном учебном заведении.
К СВЕДЕНИЮ. Институт, являясь обособленным образовательным учреждением, может входить в состав университета, став одним из его филиалов или направлений обучения.
Структура университета
В сравнении со своим «младшим братом» институтом, данный ВУЗ имеет достаточно широкий профиль и более высокий ранг. А из всех видов высших образовательных учреждений, включая академии и высшие военные учебные организации, университет стоит особняком и обладает самым высоким статусом. Это утверждение основано на конкретных фактах.
Основными сферами деятельности любого университета являются:
- Преподавание и разработка программ обучения, соответствующих современным требованиям и охватывающих различные специальности;
- Подготовка и переподготовка кадрового состава;
- Расширение научно-технической базы ВУЗа;
- Ведение исследовательской работы по разнообразным предметам и специальностям.
Университет – это кузница подготовки наиболее квалифицированных специалистов во многих областях знаний, будь то наука, техника или филология. Выпускники заведомо считаются профессионалами не только в сфере, подотчетной их специализации, но также обладают широким спектром знаний и умений, применить которые смогут в смежных областях деятельности.
Абитуриент, поступая в университет технического направления, вправе выбрать филологическую специальность, подав документы на соответствующий факультет. А, например, стать менеджером реально даже в стенах медицинского университета.
КСТАТИ. В наше время многие институты, пройдя определенные аккредитации и подтвердив свой статус, были повышены до звания университетов.
Нажмите подробнее, чтобы узнать о факультетах, проходных баллах и возможных скидках на обучение.
Существенные различия между ВУЗами
Определенная схожесть функционирования двух высших учебных заведений есть, но есть и различия. Вот основные:
- Университет – это комплексное учебное заведение, а институт способен быть его составляющей.
- Институтское обучение является узконаправленным, а университетское – многопрофильное.
- Профессорский состав университета в количестве примерно 60% и выше должен обладать научными званиями и степенями. В институте допустимый процент – 55.
- Научных направлений деятельности для обучения студентов в университете должно быть не менее семи. Институтский устав допускает меньшее количество.
- В многопрофильном ВУЗе аспиранты в количестве 4-х человек должны представлять аудиторию из 100 студентов. В узкопрофильном учебном заведении всего два аспиранта – допустимое количество на ту же сотню обучающихся.
- Количество факультетов, кафедр и направлений в каждом из ВУЗов тоже разное.
ВАЖНО! Эксперты в образовательной сфере авторитетно заявляют: «Главное отличие между учреждениями – это масштаб».
Куда поступать, чтобы не пожалеть о своем выборе? Как найти специальность по душе? Как совместить желаемое и возможное? Ответы на подобные вопросы крайне важны для молодежи. Проведенный опрос показал разброс в мнениях отвечавших. Вот лишь некоторые из ответов: