Найти тему
Музей Моды

Если уж заставляете разуваться, приготовьте чистые тапочки! История этикета. Часть седьмая

Приветствуем Вас на официальном канале Музея Моды!

Продолжаем тему истории этикета и сегодня поговорим о моде на гости в СССР, где сложилась совершенно особая, по-своему уникальная культура: "Встречи с друзьями за праздничным столом — одна из широко распространённых традиций отдыха и развлечений нашего радушного и гостеприимного народа" — сказано в книге "Беседы о домашнем хозяйстве", выпущенной в 1959 году в издательстве ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия".

Подписывайтесь на официальный канал Музея Моды!
Подписывайтесь на официальный канал Музея Моды!

Дефицит товаров советского времени ввёл в привычку приходить в гости со съестными "подарками" — сладостями или бутылкой вина, хотя обычные визиты, не приуроченные к юбилейным датам или важным событиям, с точки зрения этикета не должны сопровождаться цветами или подарками, достаточно перед уходом выразить благодарность хозяевам (при желании проявить максимальную учтивость можно на следующий после визита день позвонить хозяевам и поблагодарить их за прекрасно проведённое время, о чём мы уже писали в одной из предыдущих статей).

И до сих пор в России распространена традиция приносить еду или бутылку вина, однако, согласно правилам хорошего тона, приносить угощения, если только это не было обговорено дополнительно, не стоит, а вот бутылку хорошего вина принести можно.

Помните, как в фильме "Москва слезам не верит", в гости к псевдо-дочерям профессора Тихомирова приходит зам.начальника главка Антон, которые приносит съестные подарки? Катерина чувствует, что принять их неудобно, а Людмила подбадривает гостя: "Выкладывайте, выкладывайте!".

Дефицит был важнее правил хорошего тона и гости часто приносили хозяевам что-то съедобное, особенно, если хотели произвести благоприятное впечатление и войти в ближний круг.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит", в котором
Кадр из фильма "Москва слезам не верит", в котором

Из советского времени пришла к нам и привычка разуваться или переобуваться, которой в 18 — 19 веках, естественно, не существовало, так как с визитами чаще всего ездили в экипажах или на колясках, а во время грязной погоды ещё и носили калоши поверх основной обуви.

Гостей из Европы или США наша пост-советская привычка разуваться, как правило, удивляет, но в России тот, кто идёт в гости, иногда даже приносит с собой сменную обувь, но может и прибыть на такси или собственном автомобили в максимально чистой обуви, чтобы не снимать её, так что задача гостеприимного и внимательного хозяина — быть готовым проявить учтивость и действовать по обстоятельствам (иногда вовсе не обязательно заставлять гостей разуваться и портить образ.

Нельзя предлагать гостю свои собственные, использованные домашних тапочки — многие так делают, но это категорически бестактно. Хозяин должен иметь чистые новые тапочки (как в отеле) и только их он может предлагать своим гостям.
С сайта https://realty.mail.ru/articles/25762/genialnyh_prisposoblenij_dlja_hranenija_domashnih_tapochek/
С сайта https://realty.mail.ru/articles/25762/genialnyh_prisposoblenij_dlja_hranenija_domashnih_tapochek/

В наши дни существует два основных течения относительно вопросов этикета — с одной стороны, время от времени высказываются предложения отказаться от этикетных норм, как минимум по отношению к различиям полов, с другой стороны, правила приличия и нормы поведения расширяются и трансформируются, обрастая новыми нюансами, в связи с появлением новых точек взаимодействия между людьми. Ведь сегодня мы можем говорить не только о повседневном, бытовом, церемониальном, дипломатическом и военном этикете, но и об этикете в вопросах религиозных взаимоотношений, деловом или бизнес этикете и нормах общения в интернет-сети. Словом, тема этикета практически бесконечна!

Спасибо, что дочитали. Подписывайтесь на официальный канал Музея Моды, чтобы не пропустить новые публикации, и не забудьте поставить лайк этой статье и прочитать другие наши материалы об истории этикета.

Материал подготовлен руководителем научно-просветительского отдела МВЦ "Музей Моды", искусствоведом Полиной Ухановой