Найти тему
Про Авто

Формула 1: Запрещённые технологии

В 1992 году Найджел Мэнсон на болиде от Williams можно сказать разгромил конкурентов и одержал 9 побед из 16 возможных, а его напарник один раз занял первое место и ещё был множество раз на подиуме. Секретом и гигантским преимуществом этих болидов было в активной подвеске где можно было непрерывно менять дорожный просвет на протяжении всего круга. То есть на прямых, просвет максимально увеличивался уменьшая прижимную силу тем самым уменьшая сопротивление и соответственно болид мог быстрее развивать максимальную скорость. Но это ещё не всё в скоростных поворотах клиренс снижался только с внутренней стороны, тем самым распределяя вес удавалось проходить повороты быстрее, а в медленных и резких поворотах он снижался до максимально низкого значения который позволял регламент. В результате преимущества на каждом круге могло достигать колоссальных 2 секунд над другими болидами. И разумеется здесь все не так просто, особенно с учётом тех технологий которые присутствовали в начале 90-х годов, ведь чтобы всем этим управлять в этот маленький болид нужно было разместить достаточно мощный компьютер.

И уже через два года активную подвеску запретили полностью.

-2

Но в этом 2020 году Mercedes также внедрили активную подвеску. Но сделали это в рамках современных правил. На данный момент есть запрет на изменение клиренса и применение электроники в подвеске, поэтому Mercedes придумали новую свою систему которую назвали Das.

И чтобы каждый понимал контекст данной статьи дальше и для чего Mercsedes ввели данную технологию давайте сначала разъясню для чего нужен развал схождения колес. Если максимально по простому, то развал это положение колес по отношению к дороге, а схождение это угол между плоскостью вращения и направлениям автомобиля. И почти во всех случаях эти значения выставляют немного в отрицательное положение. Но чем будут более отрицательные значения тем у болида будет больше сопротивление на прямых хотя с другой стороны он будет более эффективен на поворотах, так как он может задействовать большее пятно контакта покрышек в повороте и тем самым сильнее закручиваться в поворот. Если это значение будет ближе к нулю, то соответственно можно быть быстрее на прямых, но медленнее в поворотах. По этому под каждую гонку это значение выставляют индивидуально, чтобы найти правильный баланс. Но Mercsedes в свою очередь нашли способ как регулировать это значение прямо во время гонки, в рамках современных правил, без использования электроники и без изменения клиренса.

Для того чтобы изменить развал схождения колес, пилоту достаточно просто потянуть рули на себя чтобы колеса стали прямее, когда он отталкивает его от себя они вновь принимают отрицательный развал. То есть если обычные команды ищут баланс под каждую трасу между тем, чтобы сделать отрицательный развал чтобы быстрее проходить повороты и нулевым развалом, чтобы быть более эффективнее на прямых, то Mercedes изменяет его каждый раз перед каждой прямой и каждым поворотом. То есть преимущества данной системы есть и на прямых и в поворотах.

На данный момент эта система разрешена. Но с 2021 года эту систему официально запрещают.