Найти в Дзене
ЗАМЕТКИ АНДРЕЯ

На велосипеде по горам Южного Урала: 150 километров за два дня

Недавно наткнулся на новомодное слово "стейкешн", которым надо обозначать путешествия на выходных недалеко от дома. Думается, что особой необходимости в использовании такого понятия в русском языке нет, ибо подобные вылазки у нас ещё с советских времён называют ПВД - походы выходного дня. Первый день последнего летнего месяца погода позволила совершить такую вылазку. В очередной раз для этого были выбраны горы Южного Урала в Челябинской области, а точнее - окрестности озёр Иткуль и Аракуль. Об этих местах во многих своих сказах упоминал Павел Бажов, и указанное обстоятельство делало их ещё более привлекательными в моём представлении.

Озеро Иткуль
Озеро Иткуль

Забросившись из Екатеринбурга по железной дороге с великом в поселок Полдневой недалеко от границы с Челябинской областью, я выдвинулся на педалях на юг. По территории Свердловской области был неплохой асфальт, который закончился сразу же на въезде в Челябинскую.

Административная граница регионов
Административная граница регионов

Несколько километров грунтовки перешли в асфальт лишь в Даутово - посёлке на берегу озера Иткуль. Неожиданностью было увидеть на домах таблички с надписью "тукай урамы", что в переводе с татарского означает улица Тукая. Позже выяснилось, что в Даутово и соседних посёлках преобладает татарское население. В каждом из поселков я видел мечети и дедушек в зелёных тюбитейках:)

Приветственный знак при въезде в поселок Иткуль
Приветственный знак при въезде в поселок Иткуль
Мечеть села Иткуль
Мечеть села Иткуль

Впрочем, даже само название Иткуль тюркского происхождения и переводится как 'мясное озеро'.

Изначально у меня был план добраться по восточному берегу Иткуля до Аракульского шихана - скального массива на берегу озера Аракуль. Следуя ему, я ехал по карте. Дорога была весьма приемлемой - асфальт с затяжными спусками и подъёмами.

Дорога на восточной стороне Иткуля
Дорога на восточной стороне Иткуля

В какой то момент я упёрся в забор и КПП, на котором скучали парни с автоматами. Таким образом выяснилось, что навигатор проложил маршрут по территории ЗАТО в городе Снежинск. Единственным доступным вариантом оставалось развернуться и поехать к Аракулю через город Верхний Уфалей. Таким образом, пришлось делать большую петлю и объезжать Иткуль по западному берегу.

Вся дорога представляла собой затяжные спуски и подъёмы, что впрочем и не удивительно, ибо горы в южной части Урала выражены больше, чем в наших среднеуральских краях. Ехать на велосипеде в таких условиях ощутимо сложнее. На одном из подъемов я решил экономить силы и забирался в него пешком. 

Закат по дороге на Аракульский шихан
Закат по дороге на Аракульский шихан
Указатель на лесной дороге
Указатель на лесной дороге

Вдоль старой дороги от Верхнего Уфалея до Аракуля располагаются разработки и карьеры с совершенно фантастическими видами.

Карьер в Верхнеуфалейском районе
Карьер в Верхнеуфалейском районе
-9

Вместе с тем, эта дорога оказалась слишком размытой дождями и я развернулся в сторону Уфалея. Таким образом, вторая попытка добраться до Аракульского шихана оказалась также неудачной.

Въезд в Верхний Уфалей со стороны посёлка Черемшанка
Въезд в Верхний Уфалей со стороны посёлка Черемшанка

На второй день мне удалось добраться из Уфалея до Аракульского шихана. Я забрался на скалы и сделал несколько фото.

Озеро Аракуль. Вид с шиханов.
Озеро Аракуль. Вид с шиханов.

Скалы
Скалы
-13
-14

Вместе с тем, нормально полазить по скалам я уже не успевал, поскольку надо было возвращаться к железной дороге на станцию Силач, откуда уходил челябинский рельсовый автобус в Уфалей.

Поселок при станции Силач
Поселок при станции Силач

Риск опоздать на него открывал перспективы возвращения в Уфалей на педалях, чего мне совсем не хотелось, ибо для того, чтобы успеть на поезд до Екатеринбурга, эти 25 километров пришлось бы проехать в очень спортивном темпе, сил на который уже не оставалось. С полной выкладкой я преодолел последние 4 километра от шиханов до станции, и оказался на платформе, когда в рельсовом автобусе уже объявили об отправлении. И если бы я приехал даже секунд на 10 позже, то точно бы не успел.

Вагон рельсового автобуса из Челябинска в Верхний Уфалей на конечной станции
Вагон рельсового автобуса из Челябинска в Верхний Уфалей на конечной станции
-17

В Уфалее я пересел на пригородный поезд до Екатеринбурга и через два с небольшим часа был дома.

Протяжённость маршрута, пройденного на педалях в рамках этой вылазки, составила 147 километров.