Wargaming - одна из крупнейших военно-исторических компаний по производству видеоигр в мире. Их онлайн-игры включают в себя World of Tanks, но они также очень активно финансируют проекты по сохранению военного культурного наследия во всем мире. В прошлом компания сыграла важную роль в восстановлении последнего оставшегося в мире Dornier Do 17 и Panzer VIII Maus среди прочих.
Как один из главных спонсоров всемирно известного танкового фестиваля в танковом музее в Дорсете, последним проектом Wargaming является реставрация одного из немногих сохранившихся средних танков Panther. В коллекции Музея слепых в Сомюре во Франции была выбрана Пантера, которая была захвачена в Нормандии, а затем использована французским Сопротивлением. Восстановленный танк впоследствии появился в качестве гостя на выставочной арене TANKFEST 29 июня 2019 года.
Журналисты пообщались с Виктором Кислым, генеральным директором и основателем Wargaming, и с Ричардом Катландом, главой отдела военных связей Европы, о развитии компании, ее реставрационных проектах и важности военной истории.
ВИКТОР КИСЛЫЙ: ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР WARGAMING
Кислый основал Wargaming в Минске, Беларусь, 2 августа 1998 года. В настоящее время штаб-квартира компании находится на Кипре, она имеет множество офисов и студий разработки по всему миру и насчитывает более 4000 сотрудников. Он наиболее известен своей серией онлайн-экшенов World of War, в которую входят World of Tanks, World of Warplanes и World of Warships .
Какова была идея Wargaming, когда она была основана в 1998 году?
Я родился в Советском Союзе, и у меня было самое лучшее детство в мире. Мои родители были учеными из интеллигенции, и я был подвержен влиянию искусства, истории, книг и шахмат. Если вдуматься, шахматы - это военная игра, и, конечно, Вторая мировая война была очень важной в Советском Союзе с точки зрения книг, бесконечных документальных фильмов, художественных фильмов и т. д.
Каждый мальчик будет играть с оловянными солдатиками: Красная Армия против немцев и т. д. Итак военная история увлекла меня, а потом появились компьютерные игры. В конце 1980-х-начале 1990-х годов моей любимой игрой всех времен была "Цивилизация". Это игра тактики, стратегии, построения империи и экономики.
Жанр стратегии и тактики стал очень популярным. Я любил военную историю и закончил школу, но отец настоял, чтобы я поступил в университет на физику. Я изучал физику в течение шести лет, но моей страстью были стратегические компьютерные игры.
Еще в 1995 году мы впервые сделали настольную игру в моей спальне. Затем мы сделали очень простую на вид, но умную тактико-стратегическую военную игру, которая была компьютеризирована для нас. Тогда же я решил не заниматься научной карьерой, а просто делать игры.
Сначала вы начинаете делать одну игру, но вы понимаете, что никто в нее не играет, потому что никто вас не знает. Однако пришел интернет, который очень помог, и тогда мы делали игру за игрой. Они стали лучше, и наш первый коммерческий успех произошел в 2000 году с игрой DBA Online (De Bellis Antiquitatis).
Все это было вызвано просто чистым энтузиазмом, и когда вы настойчивы в течение стольких лет, все начинает получаться. В 2007 году мы поняли, что мир переходит к массовым многопользовательским онлайн-играм, главным примером которых является World of Warcraft.
Некоторые люди, которые интересовались реалистичной военной историей, особенно бронетанковой войной во время Второй мировой войны, предложили нам сделать эту массовую многопользовательскую онлайн-игру, но с исторически точными танками. Идея казалась безумной, но в то время у нас было всего 60-80 человек в компании. Мы вложили все, что у нас было во времени и деньгах, в игру, которая стала World of Tanks .
Мы понимали, что сначала нужно выйти на российский рынок, который был не так конкурентоспособен, как западные или азиатские рынки, и это сработало. Танки, такие как Т-34, являются культовыми, поэтому игра выстрелила. У нас был финансовый успех, и мы реинвестировали в обновления World of Tanks и начали работать по всему миру. Существует около 19 офисов, и мы постоянно обновляем World of Tanks. Мы также успешно выпустили World of Warships. Это была та же самая концепция, но с "Бисмарком", HMS Hood, Yamato и т. д.
Есть ли область военной истории, которая вас особенно интересует?
Лично я, как историк-любитель, интересуюсь Наполеоновскими войнами и Первой мировой войной. Для меня один из величайших фильмов всех времен - "Ватерлоо". Это знаковая вещь, и в то время еще не было компьютерной графики. Эти красные мундиры в квадратах, кавалерийские заряды и пушки-все это реально. Удивительно, как они делали сюжеты и операторскую работу, и от этого у вас мурашки бегут по спине. Я смотрел Ватерлоо около 50 раз.
Военная история удивительна тем, что она учит вас стольким вещам, которые заставляют ваш мозг работать. Изучая ее и играя в такие игры, как "Цивилизация", я пришел к единственному выводу: как бы хорошо ни выглядели эти мундиры и парады, война-это плохо. Не начинайте и не ведите войн, потому что дипломатия намного, намного лучше.
Как Wargaming поддерживает проекты по военной истории?
Мы начали поддерживать проекты в бывшем Советском Союзе, где, как вы можете себе представить, было много музеев и ветеранских организаций. Затем мы обнаружили, что существуют также музеи в Европе или Америке, такие как музей танков в Бовингтоне, которые финансируются правительством или благотворительными организациями. В наше неспокойное экономическое время денег не так уж много. У них всегда не хватает ресурсов, поэтому мы нашли способ связаться со многими из этих музеев и начать помогать им.
Например, когда дело дошло до восстановления Пантеры, их осталось всего несколько в мире, и мы тоже постарались. У нас есть сообщества игроков, фотографии, блоги и документальные фильмы, которые мы делаем для музеев. Например, мы сделали компьютеризированную комнату для USS Iowa в Лос-Анджелесе. Мы стараемся найти творческие пути, а не просто давать организациям чек. Это означает, что мы можем спонсировать такие проекты, как компьютерные классы, куда дети могут приходить и изучать историю, или помогать реставрациям.
У людей в музеях есть очень похожая философия. Мы можем часами говорить друг с другом об истории, и люди должны это знать об этом. Все музейные люди увлечены историей и они очевидно не делают это ради денег - это страсть всей их жизни.
Например, когда мы начали приходить в танковый музей лет пять-шесть назад, там было несколько тысяч посетителей ТАНКФЕСТА, в основном из близлежащей армейской танковой части. В этом году сюда съехались десятки тысяч человек со всего мира. Это происходит потому, что мы продвигаем все эти музеи через наши онлайн-СМИ. Тогда придет много людей с наших онлайн-форумов и сообществ, и они, очевидно, наши геймеры. Они фотографируют, пишут в Твиттере и используют Facebook для распространения этого. Танкфест стал намного больше и процветает благодаря нашему сотрудничеству.
Как вы думаете, в чем секрет успеха таких игр, как World of Tanks ?
Компьютерные игры сами по себе являются формой искусства. Радио, газеты и фильмы-все статично. Неважно, как красиво Джеймс Кэмерон или Стивен Спилберг рисуют картину, вы просто сидите и смотрите и ничего не можете сделать в течение 1-2 часов.
В хороших играх вы-волшебник, который спасает Средиземье, рыцарь, который побеждает вражеские орды или, в нашем случае, танкист. В World of Tanks мы отошли от нацистов против союзников напрямую, и это больше о стратегии и тактике. Мы создали динамическую форму шахмат. Вы должны знать, как двигаться, стрелять, прятаться и обнаруживать слабые места противника, также как координировать группы разного размера на разных территориях.
Это все равно что играть в шахматы на стероидах. Мы довели графику до первоклассного уровня крупнейших мировых производителей, таких как Call of Duty: Battlefield . Когда вы играете с танками, это похоже на голливудский фильм о спасении рядового Райана, Паттона или Ватерлоо с танками.
Некоторые сообщества играют уже десять лет, так что мы все сделали правильно. Мы также сделали его бесплатным, чтобы играть, так что красота игры заключается в том, что вам не нужно платить. Вы можете просто скачать его и начать играть.
РИЧАРД КАТЛАНД: ГЛАВА ОТДЕЛА ВОЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЕВРОПЕ
30-летний ветеран британской армии, Катланд служил в Королевском танковом полку. Находясь в различных оперативных командировках, включая иракскую войну, он работал со многими вооруженными силами мира. До работы в Wargaming страсть Катланда к военной истории привела его к преподаванию тактики бронетехники, и он тесно сотрудничал с инструкторской группой британского Генерального штаба, которую тогда возглавлял генерал сэр Майк Джексон.
Какова была идея разработки Пантеры?
Вся идея состояла в том, чтобы противостоять Т-34. На этом этапе Советы выпускали сотни танков с производственной линии, и они работали действительно хорошо. Они были эффективны, дешевы в изготовлении, и их было много. Немцы сказали: "Мы должны противостоять этому", поэтому они придумали Пантеру.
Как и "Тигр", "Пантеры" были великолепными машинами с великолепными орудиями, хотя некоторые историки могли бы возразить, что они были немного переоборудованы и не так хороши для надежности. Однако именно такова была идея немецкой тактики-блицкрига. Это означало двигаться вперед так быстро, как только можно, чтобы быстро принимать решения.
Что сделала Wargaming в Музее слепых, чтобы восстановить Пантеру для ТАНКФЕСТА?
Мы подумали на этот год: "было бы здорово взять Пантеру?’ Пантера была в их коллекции, но в то время она была не на ходу.
У всех есть эта страсть к немецкой броне, которая в некотором смысле является очень сильной. Странно, но это правда. У Пантеры тоже была очень хорошая предыстория.
Мы просмотрели предысторию, и оказалось, что эта пантера была оставлена немцами в Нормандии, захвачена французами и использована сопротивлением против немцев. Это отличная история, и у нее было все для этого. Именно тогда мы начали тесно сотрудничать как с музеями, так и с группами развития искусства, чтобы объединить эти рабочие части вместе и посмотреть, сможем ли мы это сделать.
Это был прекрасный проект, потому что это был первый раз, когда мы работали так тесно с конкретным музеем. Они были очень взволнованы тем, чтобы получить Пантеру восстановленной и представить ее широкой публике. Мы попытались вовлечь в это дело музей на каждом этапе проекта и постоянно обновляли их с помощью 3D-модели. Хотя это отнимало много времени, оно того стоило.
Что было самым трудным часть реставрации?
Как вы можете понять, восстановление любого транспортного средства такого возраста-непростой процесс. Восстановление двигателя Maybach было, вероятно, самой трудной частью. Это были удивительные двигатели, но с кучей проблемами. С ними многое может пойти не так, и беда в том, что вы никогда не сможете предугадать что именно.
Каково это-водить восстановленные машины?
У меня была возможность управлять Пантерой, что было удивительно. Последний танк, на котором я служил, был Challenger 2, и это было похоже на сравнение Ferrari с Фордом Т. Они находятся в разных мирах, но это завораживает. Впрочем, все танки они принципиально похожи друг на друга в том, что касается фактического вождения, хотя некоторые из них намного лучше, чем другие. У одних были рулевые колеса, у других-нет, но у них у всех есть гусеницы.
Меня также привлекают истории, стоящие за машинами. Это, вероятно, связано с моим армейским прошлым, поэтому забраться в эти машины и подумать: “Боже мой, это служило на войне” - довольно сильное чувство.
Как бывший танковый ветеран, насколько важны такие мероприятия, как ТАНКФЕСТ?
С личной точки зрения, приятно вспоминать этих людей, которые так много отдали за то, чтобы мы жили в этом обществе. Безусловно, лучшая часть моей работы - это сделать множество интервью с ветеранами Второй мировой войны, включая людей, которые служили на танках в Нормандии. Я сам бывал в военных конфликтах, но никогда бы не сравнил что-то вроде Ирака со Второй мировой войной. С каждым годом таких ветеранов становится все меньше, и я думаю, что сохранение истории невероятно важны, особенно для того, чтобы извлечь уроки из прошлого.
Оригинал статьи на английском на сайте журнала "История войны" ("History of War")
Ссылка на статью канала в группе ВК