Найти тему
Мир Танков

Советские САУ на Немецком шасси! История СГ-122(А)

К концу 1941 года ситуация с бронетехникой в Красной Армии была близка к катастрофической. В первые месяцы войны была потеряна большая часть танков, имевшаяся в наличии на начало 1941 года. Производство восполнить потери не могло, так как большая часть предприятий была эвакуирована с захваченных противником территорий и еще не успела наладить работу на новом месте.

Для частичного решения вопроса обеспечения Красной Армии (далее — КА) бронетехникой 21 декабря 1941 года всем предприятиям, подчиненным Наркомату вооружений, было вменено в обязанность изложить свои предложения по использованию трофейной техники, значительное количество которой скопилось в боевых частях. Часть машин использовалась там же, на местах, но после израсходования боезапаса немецкие танки и самоходные артиллерийские установки становились бесполезными, так как советские снаряды к их орудиям не подходили.

В начале 1942 года группе инженеров-конструкторов под руководством Е. В. Синельщикова, специально созданной при Главном артиллерийском управлении (далее – ГАУ) КА было поручено проектирование самоходных артиллерийских установок (далее – САУ) на базе различных шасси. В качестве таковых рассматривались как автомобильные шасси (в том числе, получаемые по ленд-лизу), так и шасси трофейных танков и САУ (в советских документах они указывались как «артштурмы»).

 Эскизный проект СГ-122(А), вид сбоку. Апрель 1942 года
Источник – topwar.ru
Эскизный проект СГ-122(А), вид сбоку. Апрель 1942 года Источник – topwar.ru

6 апреля 1942 года был утвержден эскизный проект самоходной гаубицы на базе шасси трофейной немецкой САУ StuG III. На заводе №592 в Мытищах, до войны производившем вагоны метро, начались работы над созданием первого экземпляра машины, получившей обозначение СГ-122(А) – самоходная гаубица 122 мм (артштурм). Созданная на заводе конструкторская группа под руководством инженера Каштанова уже к июню смогла создать первый прототип.

 Эскизный проект СГ-122(А), вид сверху. Апрель 1942 года
Источник – topwar.ru
Эскизный проект СГ-122(А), вид сверху. Апрель 1942 года Источник – topwar.ru

В войсках требовалось мобильное бронированное средство артиллерийской поддержки пехоты, способное как подавлять и разрушать полевые укрепления противника, так и, в случае необходимости, уничтожать его бронетехнику. Было принято решение установить в новой САУ полевую 122-мм гаубицу М-30 образца 1938 года, которая хорошо зарекомендовала себя в сражениях 1941 года. Кроме того, в ремонте находилось значительное количество этих орудий, лишившихся щитков или колесной базы, что также повлияло на выбор именно этой гаубицы.

 122-мм гаубица М-30 образца 1938 года в экспозиции Мемориала героической обороны Одессы.
Автор фото – Андрей Алексеев
Источник – dishmodels.ru
122-мм гаубица М-30 образца 1938 года в экспозиции Мемориала героической обороны Одессы. Автор фото – Андрей Алексеев Источник – dishmodels.ru

Так как «родная» рубка трофейной самоходки была слишком мала, было решено ее демонтировать, а новую рубку спроектировать на 10 см выше. Толщина лобового бронелиста новой рубки достигала 45 мм, бортов – 35 мм, кормы – 25 мм, крыши – 20 мм. После испытаний, показавших, что переднюю часть САУ перетяжелили, толщину лобового и бортовых бронелистов уменьшили на 10 мм – до 35 и 25 мм соответственно. Орудие устанавливалось на специальной литой тумбе, крепившейся к полу рубки. В лобовой части орудие защищалось специальным бронированным кожухом. Над его казенной частью монтировался электрический вентилятор для оперативного удаления из рубки пороховых газов. Наведение гаубицы осуществлялось через монтируемую в рубке орудийную панораму. Стрельба могла осуществляться как в неподвижном положении, так и с хода (по площадям). «Родная» лобовая броня шасси StuG III усиливалась дополнительными 20-мм броневыми экранами.

Экипаж гаубицы составлял пять человек: командир (также имевший обязанности наводчика по горизонтали), наводчик по вертикали (он же радист), механик-водитель и два заряжающих. В боевой рубке для экипажа были предусмотрены два люка: один – в кормовом бронелисте и один – справа, в лобовом бронелисте. После проведения испытаний от переднего люка решили отказаться, чтобы повысить прочность САУ. Для наблюдения за окружающей обстановкой командир получил артиллерийский разведывательный перископ, под который в крыше рубки был предусмотрен специальный выдвижной стакан.

 Эскизный проект СГ-122(А), поперечный разрез. Апрель 1942 года
Источник – topwar.ru
Эскизный проект СГ-122(А), поперечный разрез. Апрель 1942 года Источник – topwar.ru

Штатный боекомплект СГ-122(А) достигал 50 снарядов, которые размещались на специальных полках вдоль бортов и кормовой стенки боевой рубки. Гильзы с зарядами (заряжание гаубицы М-30 было раздельным, поэтому в экипаже предусматривалось двое заряжающих) хранились на полу рубки в специальных пазах.

В бак самоходки входило 320 литров топлива, плюс в навесные баки помещалось еще 120 литров. Запас хода машины составлял 180 километров.

В период с 20 по 30 июня 1942 года первый прототип СГ-122(А) проходил испытание на полигоне московского завода №8, а с 25 июля по 8 августа – на Софринском артиллерийском полигоне. Машина прошла по шоссе и бездорожью в общей сложности 125 километров, показав неплохие результаты проходимости и управляемости. Сложности возникали лишь при езде по пересеченной местности, так как передняя часть САУ была тяжелее «оригинала» на 2,6 тонны. САУ также провела артиллерийские стрельбы, которые показали хорошую скорострельность и кучность стрельбы орудия. В результате было принято решение облегчить боевую рубку путем уменьшения толщины брони, от чего она стала тоньше, чем у StuG-III, на шасси которой производилась новая САУ.

 СГ-122(А), апрель 1942 года
Источник – aviarmor.net
СГ-122(А), апрель 1942 года Источник – aviarmor.net

19 октября Сталин лично подписал постановление ГКО №2429, которым предусматривалось изготовление ста двадцати СГ-122(А) на базе трофейных танков Pz.III, Pz.IV и StuG III и определялся график их поставки на завод №592.

Однако из-за того, что большая часть мощностей завода была эвакуирована на Урал, а остальная часть была загружена другими военными заказами, план производства был сорван. Руководство завода пыталось переложить ответственность за срыв плана на военных функционеров из Главного автобронетанкового управления (далее – ГАБТУ) КА, однако им это не удалось. Проблема состояла в том, что иногда завод не принимал отремонтированные трофейные шасси (поставляемые с танкоремонтного завода №8), поскольку не имел свободного места в цехах. Та же проблема возникла и с поставками с Московских предприятий: рембазы №82 и завода №8. При этом танки Pz.IV заводом вообще не принимались.

 Модель СГ-122(А). Автор – Юрий Морозов
Источник – rumodelism.com
Модель СГ-122(А). Автор – Юрий Морозов Источник – rumodelism.com

Тем не менее, за период с октября 1942 по февраль 1943 года, по различным оценкам, завод №592 произвел от 21 до 27 экземпляров САУ СГ-122(А). 1 февраля 1943 года завод из Наркомата вооружений передали в ведение Наркомата танковой промышленности и обязали сконцентрироваться на производстве новых легких танков Т-80. При этом завод получил новый номер – №40.

Самоходками СГ-122(А) комплектовался 1435-й самоходно-артиллерийский полк (далее – САП). В январе 1943 года он начал получать новые САУ, и сразу же от командования полка стали поступать нарекания на качество полученных машин. В результате на протяжении всего времени эксплуатации СГ-122(А) значительное их количество находилось в ремонте. Способствовало этому и то, что шасси танков Pz. III и САУ StuG III были крайне сложны в управлении для советских механиков-водителей, а печатных руководств по вождению СГ-122(А) и Pz. III в армии не хватало или не было вовсе – во всяком случае, до фронтовиков они не доходили. По этой причине около 50% самоходок было потеряно из-за поломок.

В составе 1435-го САП самоходки СГ-122(А) успели повоевать чуть больше недели (с 6 по 14 марта 1943 года) – совместно с частями 10-й армии Западного фронта в боях по освобождению Калужской области. Обладая хорошей огневой мощью, новые САУ показали свою техническую ненадежность. Крайне негативную роль сыграла и плохая подготовка экипажей. 19 марта 1943 года уцелевшие самоходки были отправлены с железнодорожной станции Пробуждение в тыл для ремонта, и дальнейшая их судьба автору статьи неизвестна. На сегодняшний день ни одной СГ-122(А) не сохранилось.

Еще наши публикации:

Как заводили танки зимой?
Зачем танки поднимают ствол пушки после выстрела?
Почему артиллерия это БОГ войны?

У нас есть подарки для танкистов! ------> Жми!

-7