Найти в Дзене
Кот Баюн

Спарта – страна испуганных героев

Лакедемон первой половины VII в. до н.э.- вполне обычное греческое государство. Нет ни следа суровости быта, железной дисциплины и атмосферы военного лагеря, словом ничего того, что сделало Спарту символом сурового, порой доведенного до абсурда милитаризма.

Другие статьи этой серии:

Буйная история тихой бухты

Морские ворота древних Афин

Кладбище - окно в прошлое

Герой, царь и изобретатель демократии

ПОД ВЛАСТЬЮ ЕВПАТРИДОВ К ПРОЦВЕТАНИЮ

ЕВПАТРИДЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

Тесей, привычка жениться

О бедном Тесее

Это страшное слово-тирания

История о том, как не надо захватывать власть!

Законы Дракона

Остров героя Аякса Великого

Война длиною в триста лет

Остров раздора. Шанс для полководца.

Остров раздора.Трамплин для реформатора.

Реформы сделаны... отправляйся в путешествие

Остров раздора. Дебют авантюриста

Вслед за богиней к власти

Золото приносит победу

Железная рука в бархатной перчатке

Золотой век Аттики

Золотой век Аттики (продолжение)

Политическое убийство с "голубым оттенком"

Стать «царем горы»

"Λ" (лямбда, греч. λάμδα) - 11-я буква греческого алфавита, а так же первая буква слова «Лакедемон», официального название самого могучего государства Пелопоннеса. Именно она изображалась на щитах прославленных спартанских гоплитов.
"Λ" (лямбда, греч. λάμδα) - 11-я буква греческого алфавита, а так же первая буква слова «Лакедемон», официального название самого могучего государства Пелопоннеса. Именно она изображалась на щитах прославленных спартанских гоплитов.

Другие статьи про Лакедемон и спартанцев: Спарта. Союз заклятых друзей

Греческое государство Лакедемон возникло в XI в. до н.э. в юго-восточной части полуострова Пелопоннес, после его завоевания дорийскими племенами. Лаконика, так называлась занимаемая дорийским государством область, была богата полезными ископаемыми, а долина реки Эврот, в которой расположилась столица Лакедемона Спарта, отличалась плодородием. В будущем город-государство Спарта никогда не будет нуждаться в импорте зерна, в отличие от большинства других полисов Балканской Греции.

Дорийцы. Художник Роджер Пейн
Дорийцы. Художник Роджер Пейн

Возможно, именно плодородие земли стало решающим фактором, предопределившим аграрное направление развития Лакедемона, города в нем были развиты достаточно слабо. Даже столица представляла собой скорее не город, а совокупность нескольких крупных поселков. Это было еще сильнее подчеркнуто тем, что столичный полис никогда не имел крепостных стен. "Наши стены — наши мужи «лаконично отвечали на вопросы чужеземцев наследники "дорийского духа".

Картинка несколько фэнтезийная, но хорошо иллюстрирует сложившийся образ спартанского воина: могучего телесно, абсолютно бесстрашного и немного «отмороженного».
Картинка несколько фэнтезийная, но хорошо иллюстрирует сложившийся образ спартанского воина: могучего телесно, абсолютно бесстрашного и немного «отмороженного».

Не только чувство собственного превосходства позволяло спартиатам оставлять свой город без оборонительных сооружений. Само положение Лаконики, не имевшей сухопутных границ на юге, западе и востоке, и имеющей только один, легко перекрываемый проход, способствовало организации обороны. Однако «...Спартанцы небезосновательно гордились тем, что на их обширную территорию, на протяжении нескольких веков ни разу не ступала нога внешнего врага ...» Мало кто в Греции решался бросить открытый вызов Спарте!

Рост населения заставил спартанцев выйти за естественные границы Лаконии и вступить в противоборство с Мессенией. Последовала длительная и ожесточенная первая Мессенская война, продолжавшаяся 19 лет ,743— 724 гг.до н.э. и окончившаяся покорением восточной части и южного побережье Мессении. К Лакедемону были присоединены прекрасно подходящие для сельского хозяйства плодородные земли.

-5

Как и в других государствах Греции, в Лакедемоне шел процесс имущественного расслоения, военные победы только ускорили выделение аристократов, соединяющих в своих руках богатство и большое количество земли, из общей массы земледельцев. В это же время аристократия начинает потихоньку брать власть в свои руки, оттесняя на задний план басилевса и ограничивать права народного собрания. Идут те же процессы, которые мы наблюдали ранее в Афинах (Подробнее здесь: )

Сходство не только в происходящих политических процессах. В это время в Спарте писали свои стихи поэты Терпандр, Тиртей и Алкман. За достижения в музыке один из современных исследователей даже назвал Спарту того времени музыкальной столицей Древней Греции. В это время здесь сооружались передовые по своей архитектуре храмы, причем строительством как минимум одного из них, храма Афины Халькиойкос, руководил спартанский архитектор Гитиад. При раскопках на территории Лакедемона обнаружено множество ваз, рельефов, миниатюр, статуй, бронзовых украшений, камней, резьбы по золоту, бронзе и слоновой кости, изготовленных от VIII до начала VI в.

-6

В эти годы Лакедемон свободно посещали иностранцы, а сами спартиаты путешествовали по Ойкумене, находясь в оживленных сношениях с передовыми культурными центрами восточной Греции. И наконец, в это время спартанцы активно учувствовали в Олимпийских состязаниях и играли в них ведущую роль, до первой половины VI века до н.э. из 81 победителя Олимпиад 46 были спартанцами. Остались стихи спартанского поэта Алкмана, с упоминанием гастрономических излишеств спартанских богачей. Одним словом, Лакедемон первой половины VII в. до н.э.- вполне обычное греческое государство. Нет ни следа суровости быта, железной дисциплины и атмосферы военного лагеря, словом ничего того, что сделало Спарту символом сурового, порой доведенного до абсурда милитаризма.

Мы больше привыкли видеть спартанцев именно такими, суровыми воинами, залитыми кровью побежденных врагов. Однако, более или менее соответствовать этому образу они стали только  к концу VII в. до н.э. До этого они мало чем отличались от остальных греков, даже их воинская экипировка была не такой как на картине.
Мы больше привыкли видеть спартанцев именно такими, суровыми воинами, залитыми кровью побежденных врагов. Однако, более или менее соответствовать этому образу они стали только к концу VII в. до н.э. До этого они мало чем отличались от остальных греков, даже их воинская экипировка была не такой как на картине.

После Мессенской войны отношения с соседями по полуострову у Лакедемона испортились. Греческие полисы не любили сильных и слишком активных соседей, поэтому с удовольствием «дружили» против них. Аргивяне, и аркадяне не были наивны и прекрасно понимали, что вслед за Мессенией придет и их очередь, если «сидеть, сложа руки». Поэтому, когда во второй половине VII в. до н.э. мессенцы подняли восстание, Аргос, Тегея и Антигония присоединились к ним в борьбе против Спарты. Единственный союзник Лакедемона- Элида в это время был занят борьбой с восставшим городом Писа, и помощи оказать не мог. Восстание приобрело такой размах, что получило название Вторая мессенская война. Лакедемон потерял часть завоеванных территорий, была даже угроза переноса боевых действий в саму Лаконику.

Неудачно складывающаяся война увеличила разорение бедноты и еще больше обострила внутренние противоречия спартанского общества. Крестьяне видели, что победы в предыдущей войне не решили их проблем, вновь присоединенные территории Мессении оказались в руках богатых аристократов, а их обнищание продолжалось с той же быстротой. Значительная часть крестьянства стояла на пороге полного разорения и утраты личной свободы. Превращаться в илота никому не хотелось, и крестьянство требовало нового передела земли. Внутренние неурядицы плачевно отражались на боевом духе воинов, которые в большинстве своем были бывшими крестьянами.

Еще одним фактором отрицательно влияющим на ход войны было военное искусство бойцов Лакедемона, которое осталось неизменным почти со времен дорийского нашествия: «...решающую роль в спартанском войске играли promachoi — «передовые бойцы». Это были аристократы, вооруженные огромным щитом, покрывавшим воина с головы до ног. Эти воины выбегали вперед на врага, причем щит каждого такого аристократа служил защитой и для бедняков-легковооруженных, прятавшихся за этим щитом и бросавших из-за него камни и дротики...» С.Я. Лурье

Подобные щиты и стиль боя, когда основной ударной силой являются хорошо вооруженные аристократы, а сам бой превращается в серию поединков между ними, мы наблюдаем в описаниях Гомера. Позднее дорийцы одолели воинов микенской эпохи, но частично заимствовали их вооружение и военное искусство.

Воины Лакедемона времен Мессенских войн и Ликурга, конец VIII - VII в. до н.э.
Воины Лакедемона времен Мессенских войн и Ликурга, конец VIII - VII в. до н.э.

Военные неудачи и внутренние противоречия поставили Лакедемон на край пропасти, до гибели государства оставался один шаг. И тогда были проведены радикальные реформы, мы не знаем и никогда не узнаем подробностей их проведения. Традиция называет автором законов аристократа царского рода Ликурга, который изобрел все законы, по которым далее и жила Спарта. Однако в этом сомневались уже античные авторы, современные ученые высказывают сомнения в самом существовании такого законодателя. Согласно некоторым теориям, Ликург — забытое древнее божество, которому приписали создание общества, образованное путём постепенного видоизменения патриархального строя под действием внешних факторов.

Кто принимал решения о конкретных действиях, кто поддерживал нововведения, кто был против и что произошло с несогласными? Время скрыло от нас ответы на эти вопросы, нам известен только их результат. Закабаленные и порабощенные крестьяне навсегда остались в этом положении. Все привилегии аристократии были отменены, земли и илоты равномерно поделены между гражданами. Страна мобилизовала все свои силы для борьбы, были предприняты эффективные меры против любых попыток выражения недовольства.

Ликурга изображают в виде благообразного старца, однако есть сомнения в его физическом существовании. Скорее всего, он – персонифицированный символ спартанского образа жизни.
Ликурга изображают в виде благообразного старца, однако есть сомнения в его физическом существовании. Скорее всего, он – персонифицированный символ спартанского образа жизни.

Была проведена реформа в военном деле, отныне вводится строй, который позднее назовут греческой фалангой. Вместо отдельных воинов-поединщиков - несокрушимая «стена щитов. Главной доблестью воина отныне становится сохранение строя, никаких индивидуальных поединков, каждый обязан до смерти и под страхом смерти сохранять свое место в строю. Именно умение в любых ситуациях сохранять монолитность строя сделает спартанцев в будущем почти непобедимыми, но пока до этого еще далеко. Однако, благодаря проведенным реформам, удалось после многолетней борьбы одержать верх над мессенянами. Вся территория Мессении была включена в состав Лакедемона, большая часть мессенцев превратилась в бесправных илотов.

Строй нового времени – ощетинившаяся копейными жалами стена, греческая фаланга
Строй нового времени – ощетинившаяся копейными жалами стена, греческая фаланга

Война с Аргосом велась очень долго, только к началу VI в. до н.э. удалось добиться перевеса в войне и отобрать у Аргоса Кинурию и остров Киферу. После этого спартанцы начали активные боевые действия против другого союзника Мессении, аркадского города Тегеи. Вновь война велась с переменным успехом, однако и здесь Лакедемон победил. Но к этому времени спартанцы захватили больше территории, чем они могли контролировать, и Тегеи остался свободным полисом, Спарта предпочла заключить с ним союзный договор (симмахию).

Ценой чудовищного напряжения сил, Лакедемон смог выжить и победить. Для этого пришлось превратить страну в военный лагерь и установить на ее территории практически «военный коммунизм». Колоссальная встряска тех лет не пройдет даром, спартанцы никогда не забудут как восстание покоренного народа и натиск соседей чуть было не стерли их с лица Ойкумены. Потрясение, которое испытал весь народ Спарты, было так велико, что они согласились полностью изменить свою жизнь и свои обычаи, отныне, целью существования государства Спарта будет удержание в повиновении илотов и борьба за лидерство в Греции. Великие воины спартанцы были испуганы раз и навсегда, их коллективная паранойя заставляла принимать все новые и новые меры, способствующие усилению их государства, пока постепенно не превратила Лакедемон в ту Спарту, о которой мы привыкли слышать, впрочем об этом в следующий раз.

Другие статьи про Лакедемон и спартанцев: Спарта. Союз заклятых друзей

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

«ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ» С.Я. Лурье

"Античная Греция: политики в контексте эпохи: архаика и ранняя классика" Суриков И. Е

"Развитие эмблематики на древнегреческих щитах" А. Нефедкин

Характерные изображения на гоплитских щитах, помогающие определить принадлежность к конкретному полису, появились далеко не сразу. «Лямбда» на лакедемонских щитах массово появляется к концу V века до н. э., до этого эмблема, выбиралась согласно индивидуальному вкусу воина.
Характерные изображения на гоплитских щитах, помогающие определить принадлежность к конкретному полису, появились далеко не сразу. «Лямбда» на лакедемонских щитах массово появляется к концу V века до н. э., до этого эмблема, выбиралась согласно индивидуальному вкусу воина.

Другие статьи этой серии:

Буйная история тихой бухты

Морские ворота древних Афин

Кладбище - окно в прошлое

Герой, царь и изобретатель демократии

ПОД ВЛАСТЬЮ ЕВПАТРИДОВ К ПРОЦВЕТАНИЮ

ЕВПАТРИДЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

Тесей, привычка жениться

О бедном Тесее

Это страшное слово-тирания

История о том, как не надо захватывать власть!

Законы Дракона

Остров героя Аякса Великого

Война длиною в триста лет

Остров раздора. Шанс для полководца.

Остров раздора.Трамплин для реформатора.

Реформы сделаны... отправляйся в путешествие

Остров раздора. Дебют авантюриста

Вслед за богиней к власти

Золото приносит победу

Железная рука в бархатной перчатке

Золотой век Аттики

Золотой век Аттики (продолжение)

Политическое убийство с "голубым оттенком"

Стать «царем горы»

-13