Найти тему
Remont1969

Русские "офицерские" бронеавтомобили. Часть 4. Пулеметная «Трёхколёска» генерала Филатова. 1915.

Эта статья часть цикла статьей о российских броневиках Перовой войны, построенных в 1915-1917 годах по российским проектам. Предыдущая часть о броневике Гарфорд здесь -Русские бронеавтомобили. Часть 3. «Трёхколёска» с пушкой. Бронеавтомобиль Филатова. 1915.

Трехколеска/Трехколесный бронеавтомобиль Филатова

Страна: Российская империя

Производитель: Ижорский завод/1-я Стрелковая офицерская школа

Год производства: 1915-1916

Кол-во выпущенных: 28 + 2 пушечных

Бронирование: 4-6 мм

Вооружение: 1-2 х пулемета Максим обр 1910 г.

Боевая масса: 1328 кг (1 пулемет)/1920 кг (2 пулемёта)

-2

Параллельно с разработкой и постройкой сверх-легких броневиков в 1-й Стрелковой офицерской школе в Ораниенбауме под руководством генерала Филатова сразу начали проработку и двухпулеметных трёхколесок. Это могло быть связанным с тем, что переданных пушек было только две, или Филатову сразу было понятно, что пушечный вариант миниброневика получится перетяжелённым, но факт остается фактом в 1915 году бронировалось сразу 7 сборных шасси под пулемёты и 2 под пушки. Параллельно одно шасси, возможно прототип, было отправлено на Ижорский завод, с которым школа работала по бронированию Гарфордов.

-3

На фотографии ниже сразу все участники этого проекта и даже больше: пулеметный "трёхколесный" броневик, противоштурмовая пушка 76-мм обр 1910 года, генерал Филатов и офицеры его школы, а в дополнение полученный из Англии полугусеничный трактор-грузовик Аллис-Чалмерс, так же вошедший в историю российской бронетехники, о нём будет рассказано позднее. На этой фотографии хорошо видна конструкция бронекорпуса "Трёхколески", стоящей за трактором, особенно задней части и крыши. На крыше был оборудован прямоугольный люк во всю ширину для наблюдения и вентиляции. Задняя часть бронекорпуса имела клинообразную форму для увеличения бронестойкости.

-4

На испытаниях в апреле 1916 года очень хорошо показал себя однопулеметный броневик Ижорского завода, который был почти на 600 кг легче двухпулеметных броневиков бронирования 1-й стрелковой школы. Кроме непосредственно пулеметной установки и боеприпасов на разницу в весе влияло и качество, а возможно и толщина брони, тщательность изготовления и проектирование бронекорпуса, которые конечно же были гораздо выше на заводе. Как и броневики Гарфорд применять Трёхколески планировали задним ходом, как пулеметные "САУ" с выходом на позицию и уходом с нее уже на скорости. Масса машин позволяла легко перекатывать машину силами солдат. На некоторых фотографиях машин снято бронирование переднего колеса. Возможно это была сразу предусмотренная функция для улучшения охлаждения двигателя, а возможно вынужденная, когда выяснилось, что нагруженное бронёй переднее колесо зарывается в грунт и не позволяет нормально поворачивать, а может и то и другое одновременно.

-5

По итогам испытаний был сделан заказ на 20 машин с одним пулеметом на Ижорском заводе, который и был выполнен в 1916 году. А прямо с испытаний «трехколески» были отправлены на фронт по распоряжению Главного управления Генерального штаба для проведения войсковых испытаний в 1-й (две пулеметные машины), 7-й (две пулеметные), 8-й (две пулеметные и одна пушечная) и 9-й (одна пулеметная машина) броневые автомобильные дивизионы. По итогам войсковых испытаний пулемётных машин отзывы были в основном положительные, войска заказали для пополнения состава дивизионов не только Гарфорды и Остины, но и "Трёхколески".

Трехколеска бронирования Офицерской школы с 2-мя пулеметами
Трехколеска бронирования Офицерской школы с 2-мя пулеметами

История применения бронемашин скрыта в тумане войны, нет ни фотографий, ни отчетов, хотя без малого 30 машин это большое количество. По косвенным данным "трехколески" активно использовались и в Гражданскую войну примерно поровну разделившись между сторонами конфликта. В 1918 году отряд красных "треколесок" выдвинулся в Баку для спасения коммунистической республики, одна трёхколёска была в охране Смольного. С стороны белых армий документировано наличие машины под ником "Фибра" в составе ВСЮР (Вооруженные силы Юга России).

-7

По отчетам о состоянии броневых сил в распоряжении Управления броневых сил РККА в феврале 1920 года есть четыре броневика этого типа. Скорее всего из-за полной изношенности шасси эти машины были разбронированы. В своей идее проект сверхлегких машин был очень интересным, фактически это были пулеметные САУ - пулеметы на колесах, которые можно оперативно перебрасывать в рамках дивизионного резерва главного командования. Для условий обороны в Первой мировой войне огневой мощи станкового пулемета было достаточно для решения большинства задач.

-8
Эта статья продолжения цикла о российских бронеавтомобилях времен первой мировой войны, продолжение о пулеметных броневиков здесь - Русские "офицерские" бронеавтомобили. Часть 5. «Четырёхколёска» (бронеавтомобиль Улятовского). 1915.

Источники:
А.Г. Солянкин, М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов «Отече­ственные бронированные машины. ХХ век.» (1 том)- М.: ООО «Издательский центр «Экспринт», 2002.


Коломиец М.В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и броне-поезда в Первой мировой войне. -М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008. -448 с.: ил.

Коломиец М.В. К 61 Русские броневики в бою. Бронечасти Первой Мировой / Максим Коломиец. – М.: Стратегия КМ : Яуза : Эксмо, 2013. – 176 с.: ил. – (Война и мы. Танковая коллекция).