Я, как и почти три четверти моих сограждан – россиян, живу в городе. И именно горожане, по-моему, больше задаются вопросом о том, что их окружает и как это на них влияет. Дело в том, что среда, в которой они – прямо скажем – обитают, является чужеродной относительно той, где человек складывался как вид. На заре своего существования наши предки обитали в саваннах, где одновременно открывался вид на многие километры и росли деревья группами или в одиночку. И на днях в новом выпуске на канале "Такова История" я рассказал, как это повлияло на формирование нашего мировосприятия. Впрочем, вы можете как посмотреть его, так и прочитать материал ниже.
Итак, как же наука пришла к такому выводу. В 1975 году британский географ и фотограф Джей Эпплтон выпустил работу под названием «Переживание ландшафта». В ней он обобщил предыдущие исследования, посвящённые тому, как различные животные предпочитают те или иные природные условия. На основе полученного материала учёный вывел так называемый принцип обзора и укрытия.
Основывается он на заключении нидерландского этолога – специалиста, изучающего поведение - Нико Тинбергена, что животные при выборе места обитания стремятся к тому, чтобы хорошо видеть окружающее пространство, но не быть видимыми. Эту тягу Эпплтон перенёс в своей теории и на людей.
В его версии человеческая эстетика, в том числе предпочтение ландшафта базируется на двух врождённых желаниях: иметь перспективу и находиться в безопасности. Наши предки были охотниками, и им было важно найти такое место, где удобно и нетрудно охотиться, но при этом самим не стать добычей. И если следовать этой логике, проектировщики при планировании городской среды должны учитывать эти естественные устремления жителей.
Другое дело – какие эти устремления, ведь очевидно, что вряд ли в городах можно ожидать свирепых хищников, да и охота заменена ежедневными поездками на работу ради заработка. Так что же, людям лучше в однообразных кварталах, заполненных типовыми панельными многоэтажками, или среди стеклянных небоскрёбов, или в окружении классической архитектуры, а может, утопающих в зелени малоэтажках?
Работа Эпплтона подтолкнула многих других исследователей в изучении восприятия среды. Они пытались разобраться, каковы наши визуальные предпочтения в искусстве, архитектуре, ландшафтном дизайне и так далее. В 1993 году учёные Джудит Херваген и Гордон Орианс подробно изложили идею о том, что люди предпочитают ландшафты саванного типа. И это подтвердили несколько лабораторных исследований, в 2010 Джон Фальк из Университета штата Орегон и его коллега Джон Боллинг опубликовали статью, в которой систематизировались все эти работы.
Выяснилось, что людям нравится, когда деревья растут не просто сплошными лесами, а раскиданы по местности небольшими рощицами, и когда у них достаточно толстые стволы и широкие кроны. Именно это видели наши предки в Африке на заре человечества, именно там они, видимо, получили необходимое конкурентное преимущество. И вот сейчас мы, живя в городах, инстинктивно тянемся к похожим пейзажам и пытаемся их воспроизвести в парках. Туда или за город мы отправляемся отдыхать, а не в дворы, которые зачастую представляют собой невзрачную площадку посреди плоских скучных стен.
Кстати о стенах. Ещё в 80-е годы прошлого года Роджер Ульрих из Техасского университета A&M сделал любопытное и по-своему прорывное открытие. Оно было сделано в ходе наблюдения за пациентами одной из больниц. Оказалось, что те из них, кто мог из своих палат наблюдать за деревьями, травой, то есть хоть какими-то элементами живой природы, выздоравливали быстрее тех, кто видел лишь бетонные стены и асфальт.
А в начале нулевых Френсис Куо и Уильям Салливан выявили чёткую взаимосвязь между степенью озеленения городских районов и уровнем преступности. Там, где было больше зелени, криминала было меньше. И таких фактов множество. Чтобы вы лучше и глубже ознакомились с ними просто отсылаю вас к книге Колина Элларда «Среда обитания». Очень интересно, советую почитать.
Думаю, этот небольшой исторический экскурс уже прекрасно показывает, как окружающая среда формирует наше мироощущение. Кому-то это кажется вполне очевидным, но всегда лучше опираться на научно достоверные факты, как те, что получили названные мной исследователи.
И очень хочется, чтобы те, кто отвечает за облик наших городов, осознавали всю важность этого знания. Я, например, живу в Казани и вижу, как она меняется. Где-то здесь действительно, похоже, учитываются факторы, влияющие на наши чувства. В последние годы здесь и других местах Татарстана появилось немало замечательных общественных пространств. Чего стоят, например, Горкинско-Ометьевский лес, набережная озера Нижний Кабан или бульвар Белые цветы (здесь, например, можно почитать мой подробный разбор первого из них). В них приятно находиться, и просто душа отдыхает. Затеяна и масштабная программа по реконструкции дворов.
С другой стороны, люди всё-таки живут в спальных районах, которые по большей части напоминают каменные джунгли. И при этом власти продолжают утверждать проекты застройки по явно устаревшим нормам, в результате вновь вырастают невыразительные многоэтажки. Такая картина типична и для всех других городов страны.
Наше понимание того, как мы ощущаем мир, растёт со временем, и новое знание помогает менять наше окружение так, чтобы нам действительно было комфортно. А значит мы можем стать чуть более счастливыми. Раньше люди, например, мало понимали в урбанистике, и часто это приводило к печальным результатам, как это произошло с Кох-Кером. О крахе этого средневекового города я рассказывал в этом выпуске.
Распространим же это знание дальше. И если вы уже дочитали до конца, то значит, что один дополнительный шаг к этому сделан.
Материалы по статье:
Эллард К. Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. М., 2016.
Appleton J. The Experience of Landscape. London, 1975.
Falk J., Balling J. Evolutionary Influence on Human Landscape Preference.
Ulrich R. View through a window may influence recovery from surgery.
Kuo M., Sullivan W. Environment and Crime in the Inner City: Does Vegetation Reduce Crime? -