Хоровод жизни – ее динамика – никогда не ощущаются так остро, как это бывает осенью, точнее, в самом ее начале, при малейших признаках смены сезона.
Удивительно, но художники всех культур и эпох придавали этой временной границе особую значимость: и не только живописцы, конечно, осень является любимым временем писателей и поэтов.
Осень прекрасна в плане колористики, это бесспорно. Уже сейчас, в самом конце лета мы замечаем, как приевшаяся зелень уходит в пёстрость разнообразных тонов.
Не только жители средних широт чувствуют это, южане тоже, хоть и немного позднее, ощущают на себе всю силу осенней красоты. Осень в Аржантее была особенной для французских импрессионистов, они съезжались в предместье Парижа ради пейзажей, в которых гармонировала городская и природная среда.
В одноименной работе К. Моне показывает один из таких теплых осенних дней, когда воздух слегка затуманен, размывает фон, уходящий вдаль. Передний план – озеро с разноцветными лодками, плавно покачивающимися на воде. Спокойная гладь озера отражает умиротворение Моне в минуту работы.
Сочетание осеннего багрянца и воды преумножает красоту и разнообразие композиции. Многие художники писали осенние сюжеты у реки или воды. Едвард Кукуэль в картине «Осеннее солнце» делает именно такой выбор: ярко-желтые кроны, озеро, лодка и две молодые девушки в белых платьях.
Еще один приятный художественный сюжет – лес или парк, объятый осенней палитрой, чаще всего с разделяющей полотно тропинкой.
В классической русской живописи художники нередко изображали облик деревенских усадеб, которые словно погружались в сон с приходом осени.
Эти импозантные белые особняки русского дворянства посреди огромного осеннего парка выглядят на картинах торжественно и печально одновременно. Бурная загородная жизнь заканчивается с уходом лета, хозяева возвращаются в городские квартиры к новому бальному сезону, оставляя свои большие пристанища.
В этой метафорической дреме архитектуры, несомненно, есть что-то прекрасное. То, как она проглядывает через пожелтевшие листья березовых рощ, как медленно готовится к зимней спячке, остывая после горячего лета.
Красота природы, когда ценится сама по себе, становится неиссякаемым источником вдохновения. Не только для авторов, что творили эстетику этой поры, но и для нас (особенно для нас), зрителей, ежегодно отмечающих эту красоту вокруг, взрослеющих и меняющихся вместе с ней в едином ритме природы.