Мы уже писали о том, что современные школьники предпочитают наглядность. Как увлечь детей? Вместо традиционного обсуждения проблемы нарисуйте на доске скелет рыбы по методу «Фишбоун» 🐟
В чём суть? В переводе с английского языка «фишбоун» — рыбная кость. Схема выглядит как графическое изображение с вершиной, ветвями и выводом. Фигура располагается горизонтально:
🔹 Голова — проблема.
🔹 Верхние косточки — причины.
🔹 Нижние косточки — факты как следствие причин.
🔹 Хвост — вывод, обобщающий размышления.
Приведём пример на уроке литературы. Рассуждения о романе Толстого «Война и мир» можно построить по этому методу. К примеру:
🔺 Проблема — изменился ли Пьер Безухов?
🔺 Верхние косточки:
- философские поиски
- отношение к Наполеону
- война
- обретение мудрости
- влюбленность
🔺 Нижние косточки:
- герой вступает в масонство и уходит оттуда, пересматривает своё отношение к крепостничеству
- разочаровывается в Наполеоне и хочет совершить покушение
- уходит на войну, но понимает, что это противоречит его мировоззрению
- встречает Платона Каратаева, который меняет его отношение к жизни
- влюбляется в Наташу Ростову и создаёт с ней семью
🔺 Вывод — Пьер Безухов прошёл долгий путь изменений, в котором он искал гармонию.
Работать со схемой можно как в групповом, так и в индивидуальном формате.
В методике «фишбоун» ученики критически разбирают проблему по частям, анализируют каждую причину. Дети наглядно видят, как условия проблемы влияют друг на друга, и это помогает им найти ответ.
Попробуйте в качестве эксперимента ввести этот метод в работу. Особенно он эффективен в гуманитарных предметах.