Найти тему
Без Башкортлар

Архаика и современные реалии — гуманитарная наука в цифровую эпоху

15 июля 2020 года спикеры Школы молодого этнополитолога в РБ выступили соорганизаторами круглого стола «Проблемы и стратегия развития фундаментальной и прикладной гуманитарной науки в Республике Башкортостан» в рамках Уфимского гуманитарного научного форума.

Политология как гуманитарная наука сейчас переживает период очередного подъема в русле всех гуманитарных наук. Поскольку изменения в обществе в первую очередь становятся востребованными в политической жизни. О том новом, что ожидает гуманитарные науки в целом, и политические науки — в частности, рассказал кандидат политических наук, исп. директор Школы молодого этнополитолога Владимир Савичев.

Исполнительный директор Школы молодого этнополитолога в РБ к.полит.н. Владимир Савичев (фото эфира "Эхо Москвы - Уфа")
Исполнительный директор Школы молодого этнополитолога в РБ к.полит.н. Владимир Савичев (фото эфира "Эхо Москвы - Уфа")

— Борьба различных архаичных концепций не решает задачи формирования общественных отношений, адекватных реалиям пятого и шестого технологических циклов. Опираться на имеющиеся в обществе культурные коды надо, иначе любая попытка модернизации является просто строительством воздушных замков. Но опираться, не значит консервировать, — отмечает он. 

Это касается и выстраивания идентичностей. Апологетика архаики в этом – путь к провалу предлагаемых концепций. Практика показывает, что в выборе своей идентичности, человек живет не только прошлыми представлениями, но о ожиданиями будущего. Имеющиеся в истории практики более понятны и кажутся от этого более безопасными и легко возобновляемыми. Но эта безопасность кажущаяся. Внешние факторы влияния на ситуацию никто не отменял. Сегодня они еще более усилили свою значимость, поскольку глобальные технологические новации сделали системы коммуникаций доступнее, дешевле, привлекательнее. 

Мы сегодня сталкиваемся с тем, что человек начинает формировать свое окружение в социальных сетях, что общность интереса становится важнее, чем территориальная, языковая или культурная общность. Мы сталкиваемся с тем, что люди чаще сравнивают свое современное состояние не с историческими ретроспективами, а с аналогичным состоянием людей в конкурирующих системах социального взаимодействия.

Это не отменяет полностью и сохранения старых моделей идентификации, но лишает их монополии. А значит, созданы условия для появления новых соционимов, конфессионимов, политонимов, которые будут влиять на характер уже существующих этнических и конфессиональных общностей.

— Попытка сохранить индустриальную модель и не дать постиндустриальным реалиям быть драйверами роста привела к тому, что общий вес экономики региона в масштабе ВВП России сократился с 2,72% в 1990 году до 1,56% в 2019 году, — подчеркивает Владимир Леонидович. — Более детально этот вопрос будем обсуждать в сентябре. 

Поэтому актуальнейший вопрос сегодня для Башкортостана – какие факторы необходимо поддерживать или наоборот, убирать, для того, чтобы социальные взаимодействия стали благоприятными роста его ресурсного потенциала и, соответственно, повышения конкурентоспособности в общероссийском и глобальном масштабе. И здесь есть свои задачи для всех направлений исследования в сфере гуманитарного знания.