Найти тему
Елена Тарасенко

Художник с Петроградки Олег Ильдюков

Олег Ильдюков родился спустя 10 минут после наступления 1966 года на Урале в Свердловске-44 (сегодня Новоуральск), куда были распределены его родители по окончании института. Мама москвичка, отец из Марийской республики. Познакомившись на Черном море в Анапе, свадьбу сыграли спустя несколько месяцев в Москве. Прожив в обнесённом колючей проволокой городке с пропускным режимом и речками Нейва и Рудянка недалеко от границы Европы с Азией до 1977 года, семья уехала в Литву, на строительство Игналинской АЭС. Оттуда в 1981 году после окончания 8 класса Олег уехал в Ленинград поступать в школу при Академии художеств - СХШ (Средняя Художественная школа им. Б.В.Иогансона). Отъезд был скоропалительным — решение было принято по настоятельному совету учительницы рисования Марии Александровны Щербаковой. Ее вечерние занятия, проходившие в единственной тогда средней школе №1 города Снечкус, стали первыми шажками Олега в освоении изобразительного ремесла. За них он благодарен Щербаковой по сей день.

Приехал в Ленинград вместе с мамой в самый пик белых ночей — вторая половина июня, время, когда в город нельзя не влюбиться. Но предстоящие испытания волновали сильнее… Необходимо было пройти первый этап — допуск к вступительным экзаменам на основании предъявленных комиссии рисунков. Олег говорит, что был потрясён вывешенными в коридорах школы репродукциями работ мэтров академической школы. Достаточно было увидеть лишь одну учебную постановку в исполнении Павла Чистякова, чтобы возникло трусливое желание развернуться и бежать. Подумал, «ну куда мне с моими беспомощными работками», но его взяли. Правда кандидатом в ученики, без стипендии и полагающихся ученикам наборах акварелей «Ленинград» на первые полгода обучения, но с местом в интернате при школе, как иногороднему. Полгода прошло быстро и не без пользы — его приняли в ученики, можно было выдохнуть и осмотреться вокруг на общем основании. Постепенно привык к жизни вне семьи и влюбился в город. Эти годы оставили неизгладимое ощущение ежедневных откровений: погружение в художественную среду, новые друзья и новые желания постепенно изменили Олега. Горизонты раздвинулись, на многое стал смотреть иначе. Закончив СХШ в 1984 г., поступил в Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина на архитектурный факультет. После плодотворного первого курса, на самом подъеме, когда ремесленные навыки в рисовании и архитектурной графике легко усваивалось и множились, поступательный процесс был прерван на 2 года — страна потребовала отдать долг — и долг был отдан сполна. Избежать службы в Советской Армии, никакой возможности не было, несмотря на противопоказания по здоровью. В тот год их в расчет не брали. Олег загремел на срочную службу, а его курсовая работа по рисунку «Голова Геракла» в том же году участвовала в выставке лучших студенческих работ АХ в США. Разумеется, попал «по специальности» - освоил письмо плакатным пером и применение красок в бумажно-фанерных целях министерства обороны СССР. Многие квадратные метры наглядной агитации и святая-святых тех лет — Ленинские комнаты — вот что должно было внушать советскому человеку уверенность в мирном небе и завтрашнем дне. За два года, которые считает вычеркнутыми из жизни, не только подрастерял накопленные навыки в рисовании, но и эстетическое восприятие, как говорит Олег, притупился вкус. После армии пришлось потратить год-полтора, чтобы вернуть себя к исходному состоянию. Качественному рывку в творческом развитии способствовал Александр Кирович Быстров, пришедший в мастерскую зажечь у студентов огонь интереса и созидания в до него рутинных на архитектурном факультете рисунке и живописи. Пригласил его Валериан Степанович Волонсевич — руководитель архитектурной мастерской, в которой Олег учился и защитил диплом. Тема диплома была интересной - «Ипподром в Скачках», литературно-исторический аспект уже с тех пор просматривается в творчестве Олега, но ему самому стало ясно, что архитектура не его путь. В отличие от многих сокурсников, последовавших по пути первого слагаемого полученной специальности «архитектор-художник», он выбрал второе.

Шел 1992 год, когда Ильдюков оказался в свободном полёте, но уже женатым и отцом 2-х летнего сына. Как и многие художники в те годы, вышел зарабатывать на Невский. Придумал технологию, позволявшую быстро работать. Брал не открыточными видами, нашёл своё рефлекторно-метафизическое, то ли блоковское, то ли достоевское нечто, сквозящее в современном, хотя и холодновато-отстранённом городе, хранящем некие тайны. Специфические работы, требующие некоторого интеллектуального напряга, пользовались спросом.

Подспудно, глубоко внутри росло желание творчества, «надоело работать на эту улицу», с 2008 года появился цикл «Сны о чём-то…». Навеянный песней Бориса Гребенщикова “Сны о чем-то большем” спонтанный цикл заявил о художнике Ильдюкове на выставках и привлёк внимание зрителя, одна за другой пошли выставки, рецензии искусствоведов, появились серьёзные покупатели, заказы. Делать акварели для деколя, эскизы для сувенирных изделий ему стало не интересно. Об этом виде деятельности остались материальные подтверждения - видела на полке в мастерской вереницу кружек с рисунками Олега. *)

Теперь графика Ильдюкова на обложках и страницах книг современных авторов, действие которых происходит в Петербурге и не только. Однажды полюбив ставший родным город, Олег чувствует его изнутри, не гонясь за внешней красивостью, пишет настроение, память, историю города. Этим и привлекла меня его графика, когда готовила блокадную выставку «Маленьких у войны не бывает» в выставочном зале «Смольный» и потом вторую «Блокада. Боль памяти» в выставочном зале Музея А.В.Суворова. Название второй придумал Олег, ведь его работы не военные, в них именно боль памяти, сквозящая в щелях между камнями набережных, в зарубках от снарядов, оставленных на граните пьедесталов, история пережившего невиданную беду города. Олег умеет делать её эстетически красиво и достойно, без приторной сусальности и нарочитой слезливости.

Долгое отсутствие мастерской ограничивало размеры работ. Теперь есть возможность перейти на большой формат, открывающий новые возможности более лаконичного обобщённого рисунка. Олег стремится найти новые изобразительные приемы, не хочет бесконечного повторения самого себя.

Как и у большинства художников, его мастерская на 7-м этаже, вход с чёрной лестницы без лифта. Напротив, через двор-колодец окна мастерской другого художника. Знакомство шапочное, в гости друг к другу не ходят.

Пройдя по мастерской, полученной Олегом год назад от Санкт-Петербургского Союза Художников, куда он вступил лишь в 2015-м, удивилась, как же это всё он дома-то хранил. Ну вот теперь рад, что дом разгрузил, имеет возможность подготовить холсты для будущего, развесил больше работ на стенах, в квартире ведь почти всё приходилось держать в папках. Можно сказать, что сам свои работы мог рассматривать только на выставках.

За последнее время поработал в непривычных областях, в частности в филателии к 100-летию русской революции 1917 г., для этого довелось рисовать портреты исторических персон – генералов, императоров, министров и революционных вождей. Мастеровитые подготовительные рисунки мне показал.

Появились иллюстрации к рассказам и повестям, тоже новая сфера творчества.

Мне повезло первой посмотреть серию большеформатных тушей и акварелей, которые он делал для своей персональной выставки – интереснейшие работы, в том числе несколько написано в последние месяцы неожиданно нагрянувшей изоляции. Из-за пандемии выставку отложили, галерея закрыта до осени. Отложились некоторые покупки работ. Только-только забрезжившее относительное благополучие повисло и так неясно снова с деньгами, с заказами, с планами.

Дополнительная тревога за маму, живущую одиноко в Литве. В 81 год ей необходима элементарная помощь. Раньше навещал каждые пару-тройку месяцев, а сейчас граница закрыта, и перспективы с открытием туманны…

Жизнь художника, если и бывает внешне благополучна, то это чуть больше, чем сводение концов с концами.

С одной стороны, изоляция во время пандемии рабочий ритм не изменила, как работал в мастерской, так и продолжает, изменились внешние обстоятельства и не в лучшую сторону. Художников в городе много, среди них много талантливых, без какой-либо поддержки многие прозябают в бедности, отдают работы за гроши, это обидно. Артрынок в Петербурге далеко не бурлит, был ламинарный режим, а теперь и вовсе штиль.

Характер у Олега сдержанный, не жаловался он, это я сама всё выспросила, а ещё поинтересовалась, не звали ли его в кино сниматься. Внешность у него романтическая, шарм, фотогеничность, но, как он говорит, никогда об этом не думал и талантов таких за собой не чувствует. Знакома и с женой Олега – Юлия красавица под стать мужу, вероятно это была самая обаятельная пара в Академии художеств. Сын вырос и вполне самостоятелен. Работает в области компьютерного дизайна, музыкант.

Все мы мечтаем, что жизнь вернётся хотя бы на тот уровень, с которого вырвала пандемия, но уже понятно, что жизнь неизбежно изменится, но вот как по нам проедутся эти изменения, не знает никто. А вот чем в творчестве отзовутся перемены, это я уже сегодня краем глаза подсмотрела в свежих работах петербургского художника Олега Ильдюкова. Осталось дождаться ближайших выставок, чтобы это могли увидеть все.

Записала Елена Тарасенко

*) Сны о чём-то посмотреть https://etazhi-lit.ru/publishing/attic-artist/362-hudozhnik-ilya-ildyukov-seriya-rabot-sny-o-chem-to.html?_utl_t=vk

-2
-3
-4
-5