Найти в Дзене
Елена Тарасенко

Интервью Фабио Мастранджело

Фабио Мастранджело: живу и работаю на Петроградской стороне

Назначенное на 14 января интервью с Фабио началось с расспросов о моём вьетнамском вояже в декабре. Фабио много приходится ездить, потому про путешествия ему интересно. Могла говорить бесконечно, но у нас задача другая. В редакции просили расспросить о местах на Петроградской стороне, которые любит дирижёр.

- Конечно Александровский парк - мой родной, великолепный парк. Я убеждён, что он достоин более яркого места в стратегии города. Здесь много культурных учреждений: наш театр, Балтийский дом, Великан-парк, парк должен стать культурным крафтом.

- Театр много делает для этого – концерты оркестра на улице перед «Мюзик-Холлом» и спектакли фестиваля «Опера - всем» несколько раз шли, даже убирали территорию по весне…

- Да, нас просили и мы, как послушные граждане, выполнили задачу.

- Может ещё какие-то места?

- Очень люблю набережную Адмирала Лазарева. Это было моё первое место жительства в Санкт-Петербурге. Интересно было наблюдать за развитием этого места. Тогда ещё не было второго моста, напротив, на другом берегу Малой Невки строили шикарные дома.

- Недавно проезжала – место не узнать, а потом жил на Васильевском?

- Недавно переехал, сейчас живу на Петроградской стороне, на Большом проспекте около площади Льва Толстого

- Приблизился к месту работы. Старый дом?

- Старой дом, исторический, часто, возвращаясь домой, вижу в парадной туристов.

- Мюзик-Холл часть комплекса Народного Дома, куда входили и здание, на месте которого сейчас театр-фестиваль «Балтийский дом» и бывший «Железный павильон», привезённый с Нижегородской ярмарки, где теперь Планетарий, а театральный зал «Мюзик-Холла» раньше назывался «Зрительный зал и народная аудитория имени его высочества принца А.П.Ольденбургского». Внешне ваше здание осталось прежним и вы даже можете сделать музей Народного Дома.

- Да, совершенно верно, у меня мечта, чтобы бывший комплекс Народного Дома снова стал одним целым. Чтобы та концепция общего пространства возродилась. Ещё, когда меня просили написать концепцию развития театра, я упомянул о мечте, разумеется, всё это на уровне мечты, сделать доступным для публики проход от нас до Великан-парка сквозь все здания. Разумеется, ни о каком объединении театров речи нет, не дай бог, у нас у каждого своё поле деятельности, я хочу разрушить закрытость театра, чтобы была возможность людям надышаться этим пространством: заходить, читать книгу, пить кофе, просто побыть здесь и, возможно, подготовиться к зрелищу.

- Понимаю, солидарен с Михаилом Борисовичем, который делает Главный штаб местом притяжения публики не музейной, но и такой культурный променад для всех устраивает по цокольному этажу с кафе, книжными магазинами и общедоступными экспозициями.

- Да, театр таким образом становится сердцем парка и то, что происходит снаружи и внутри свяжется в одно целое. Мне кажется интересной эта концепция, повторяющая идею Народного Дома. Помнишь, в прошлом году, ещё когда нынешний губернатор был исполняющим обязанности и показывал главе государства проект парка на Буяне, та же идея единого пространства имелась ввиду. А здесь ведь всё уже есть, надо только порядок навести. Может не популярное мнение у меня, но мне кажется, что зоопарк устарел. Держать в клетках этих бедных животных… не закрыть, но сделать зоопарком XXI века. Постараться перестроить. Понимаю, что это требует денег, но…

- В этом отношении всегда думаю, что если в первую очередь думать о городе, как месте жизни людей, то и затраты на это не покажутся слишком большими. Говорят таков Сеул. Слушала лекцию об этом городе, где во главу угла поставлено удобство человека, там всё ради этого делается

- Согласен, я там был и вскоре буду снова в ноябре. Может быть даже чуть-чуть диссонанс (музыкант в каждом сравнении), потому что это огромный мегаполис, а по ощущению - жилое пространство для человека, там можно ходить пешком и свободно. Иначе в Москве, где иногда чувствуешь себя как никто, среди этих огромных дорог… Старая Москва уютна, а новые пространства подавляют.

- У нас на Петроградской стороне стиль модерн дает предпосылки стать северным Сеулом по комфорту.

- Да, очень хочу и беспокоюсь о судьбе парка - Александровский парк может и должен играть объединяющую роль – даже соединить острова, ведь у нас до самого театра есть ещё и водный путь, хорошо бы возродить водный транспорт. Чтобы удобно и комфортно перемещаться во все стороны. Но это пока мечты.

- Тогда вернёмся к ближайшим планам театра. Про ремонт даже не хочу спрашивать…

- Нет-нет, сдвиг есть – наконец-то началась экспертиза. Мы сдали документы в конце ноября, что было делом сложным и задержало наши планы на 1,5 года. Экспертиза длится 3 месяца, так что к началу февраля получим ответ.

- Это памятник федерального значения, здесь много ограничений?

- Нет, поскольку театр реконструировался неоднократно, сначала под Мюзик-Холл, потом стал кинотеатром «Великан», потом снова Мюзик-Холл, и всё это делалось уже советскими материалами и настолько изменено, что ограничений не может быть. Сохранились документы и в нашем проекте мы с Юлией Николаевной (Ю.Н.Стрижак директор театра «Мюзик-Холл»), которая тоже живёт на Петроградской и любит её, придерживаемся твёрдой позиции вернуться к модерну.

- Читала, что в 1912 году в зале было 2700 мест

- Чуть ли не 2800. Сейчас у нас 1500 мест и в будущем, если утвердят наш план реконструкции, мы потеряем 120-140 неудобных мест, откуда плохо видно сцену. Мы попросили, чтобы у каждого, кто купит билет, было максимально комфортное место.

- То-есть вы знаете, чего хотите?

- Да, конечно, в нашем проекте предусмотрена современная машинерия сцены, и это не просто мечты, а необходимость, чтобы стала возможной любая современная постановка. Мы хотим, чтобы при всевозможном техническом оснащении вернулась былая красота модерна.

- Ну, а пока в своих концертах вы продолжаете просветительскую направленность Народного Дома, этому посвящены словесные отступления на концертах.

- Да, я ставил перед собой задачу вернуть классический репертуар, которого семь лет назад практически здесь не было. С самого начала решили создать собственную публику, и с гордостью могу сказать, что нам удалось. Теперь у театра есть своя публика, и объём её растёт. Продажи абонементов это показывают. Мы единственный симфонический оркестр Петроградского района, а Мюзик-Холл единственный театр на Петроградской, где исполняется полномерная симфоническая музыка.

- И очень щедро, программы всегда весьма насыщенные.

-Да, ведь ты сама ходишь на наши концерты и знаешь, что мы играем всё. К такому разнообразию мы шли не простым путём, не пытались шлягерами завлечь. Например, очень горжусь, что когда в последний раз исполняли известнейшее произведение Карла Орфа «Кармина Бурана», перед ним в первом отделении прозвучал шедевр ХХ века симфония «Художник Матисс» Пауля Хиндемита. Помимо нас в городе её давно никто не исполнял. Чуть схитрил, сыграв Хиндемита первым. Дал сначала таблетку – сложное для восприятия произведение, а потом сахар – известную музыку «Кармина Бурана». И люди были в восторге.

- По поводу восторга могу подтвердить. Стояла раз на остановке вместе с дамой, торопившейся на концерт, и выслушала такие восторги непритворные, такие искренние и горячие, что с удовольствием пользуюсь случаем их передать.

- Очень приятно, мы стараемся и делаем всё на благо людей и нашего района.

- Полагаю, обаяние личности здесь играет огромную роль…

- Оно необходимо. Моё убеждение, что для этой профессии, и это не я придумал, без него не обойтись и этому нельзя научиться. Много чему можно научиться, но личность есть личность. Либо ты общительный человек и сам получаешь удовольствие от того, что делишься информацией, либо нет. В ход идёт всё, истории, анекдоты, случаи из жизни, когда нужно объяснить, почему именно тогда, не раньше и не позже Бетховен это произведение написал. Когда людям, не особенно в музыке осведомлённым, людям других профессий, даёшь ключ, они начинают гордиться тем, что вдруг могут сказать «я понимаю!». В том числе на репетициях музыкантам иногда объясняю, ведь все учились в разных школах, могут и по молодости чего-то не знать. На репетициях образовательный момент тоже присутствует. У каждого есть момент в жизни, когда ты брал отсюда, оттуда и ещё, например, из детства, от отца, постепенно всё перемешивается и вдруг происходит осознание, и ты понимаешь нечто, открывающее музыкальный секрет. Не случайно суп, состоящий, как известно, из многих ингредиентов, советуют варить на медленном огне, чтобы составляющие получили шанс поближе познакомиться.

- Теперь буду знать. Хотя раньше так про суп не думала.

- Ты заметила, наверное, что вкуснее блюда, которые дольше готовятся, и даже иногда они вкуснее на второй день?

- В этой связи подумала, что подчас бывает картошка из Израиля, а лук ещё откуда-то. Может им действительно надо время, чтобы ближе познакомиться?

- Вот ещё хочу рассказать правдивую историю: когда я выиграл конкурс в Женеве и меня пригласили в женевскую консерваторию, там преподавала известнейшая концертирующая пианистка, по престижу не ниже классом, чем Артуро Бенедетти Микеланджели или Маурицио Поллини - Мария Типо, она до сих пор считается эталоном. Когда пришёл на первый урок, сижу за роялем, сам уже концертирующий пианист сыграл несколько нот, и вдруг она меня остановила: «Подожди, я хотела бы кое-что спросить. Ты хорошо умеешь готовить?», отвечаю «Ну, неплохо, развлекаюсь этим, мне нравится», «Хорошо, значит ты будешь хорошим музыкантом». Поскольку музыка это философия, невыразимая словами, не только мануальность (всё ещё сохранились иностранные словечки) и эмпиризм.

- Да, так и есть. Просчитать невозможно. Однажды, слушая записи знаменитых пианистов, заметила, что cismoll-ную прелюдию Рахманинова разные исполнители играют от 3-х до 5,5 минут. Казалось бы, короткое произведение и никто не делает пауз, а такая разница во времени!

- Ну, у меня на каждый случай своя история. Вот известная история про Брамса. Брамс композитор очень такой специфический, его глубоким убеждением было не ставить показания метронома. До него Бетховен и другие писали, здесь скорость такая-то. Брамс писал «allegro», А что такое allegro? Темп - понятие растяжимое. Так же как сила звука. Forte, по сравнению с чем forte? Брамс долго жил в Гамбурге, где развитие музыки и критики достигло невиданных высот. Приехали два квартета и сыграли один и тот же квартет Брамса и так по-разному, что критики написали, что не могло быть более противоположных интерпретаций. Заметив, что Брамс посетил оба концерта, журналист спросил, чьё исполнение вернее и лучше. Брамс ответил, что и то и другое. Но были и другие композиторы, например, Стравинский, который требовал «играйте то, что я написал». Вот потому и не люблю слов «эталонное исполнение», ибо нет предела совершенству, к тому же наше восприятие мира меняется, а следовательно и интерпретация музыкальных произведений. Это необъяснимо словами, но это так есть.

- Вот в связи с этим хочу спросить про режиссёрскую переделку опер. Не могу понять, зачем «Царскую невесту» переносить в современность, когда сюжет связан с историей?

- Да, я понял вопрос. Считаю себя человеком демократичным, терпимым, допускающим многое. Тем не менее, во-первых, мне кажется, что когда бы ни создавалась опера, ни один автор никогда ни о каких извращениях, раздеваниях и половых актах на сцене и не думал и не писал. Во всяком случае я таких опер не встречал. А потому, несмотря на то, что намерения Скарпиа во 2-м акте «Тоски» весьма аморальные, он предлагает услугу за секс, Пуччини, написавший много мизансценических советов, ни про какое раздевание певицы на сцене не писал, и это для меня табу. Вовсе не нужны эксцессы, наоборот сцена должна спровоцировать фантазию зрителя. Если показываешь всё, закончится интерес. Поскольку опера самая сложная форма искусства, где актёр должен не только петь, но и играть, появляются режиссёрские возможности обновления и без затрагивания сюжета и без раздеваний. И второе, такие оперы как «Травиата» написаны о человеческих отношениях, которые для любого времени актуальны, а есть «Анна Болейн», «Вильгельм Телль», упомянутая «Тоска», которые принадлежат своему времени и написаны на исторические сюжеты. Если режиссёр стремится к каким-то искусственным выкрутасам, вероятно у него нет воображения. Самое трудное не меняя ничего в сюжете, всё-таки создать что-то новое. В этом искусство режиссёра. Кстати мы скоро поставим «Севильского цирюльника» Дж. Россини. Ты сама видела, что Тигрий Бажакин – Фигаро и другие солисты там умеют и петь и играть.

- Ну и совсем из «другой оперы» - часто упоминая на концертах свою сестру Валентину, названную отцом в честь Терешковой, ты повторяешь, что она тут ни разу не была. Неужели ей не интересно?

- Вот как раз этим летом возможно приедет. У неё уже дети совсем взрослые, один даже жениться успел. Так что теперь она стала свободнее и жду её в гости.

- Ещё хотела спросить про дирижёрскую палочку. Какие параметры у неё должны быть?

- Предпочитаю деревянную, хотя она рано или поздно ломается…

- Ну да, ведь такая эмоциональная манера дирижерская. А они где-то продаются и есть ли какие-то эталоны веса, длины?

- Да, есть магазины. По весу нет, а длину предпочитаю среднюю. Деревянная мне кажется естественнее, ближе к природе.

- А вот ещё о костюме. Сердце кровью обливается, когда летом в жару Фабио во фраке, да ещё в жилете, с присущей ему эмоциональностью энергично машет…

- Да, если честно, давно думаю, почему модельеры не делают костюмы для дирижёров. Тем более, что есть такие супер-технологичные материалы, которые помогают спортсменам ставить рекорды, нам бы тоже особые материалы помогли. Странно, что нами дизайнеры не интересуются. Надо будет навести Армани на эту мысль.

- Ну и последний уже серьёзный вопрос о ближайших творческих планах.

- Готовим интереснейшую программу из цикла «Битва титанов – 2»: БрамсVS Мендельсон. 22 января в первом отделении прозвучит 2-я симфония Феликса Мендельсона, редко исполняемая, с солистами, а во втором тоже давно в Петербурге не исполнявшаяся 4-я симфония Иоганнеса Брамса. Приходи!

Мы ещё поболтали об итальянской опере, о том, что Сицилия, где Фабио много и часто выступал и победил на конкурсе, отличается от материковой Италии, что капуччино не пьют днём, даже если очень любят этот кофе, но в приёмной ожидали музыканты, и мне пора было уходить. Даже про фестиваль «Опера – всем» не успела ничего узнать, всё впереди!

Интервью записала Елена Тарасенко